Каждая капля воды имеет значение — так это или нет? Несмотря на то что некоторое время назад компании уже осознали важность эффективного использования воды, зачастую они не видят связанных с ним коммерческих преимуществ: затрачиваются существенные усилия и средства, а выгода оказывается незначительной.

Впрочем, если промышленные компании изменят свой подход и будут оптимизировать водопользование в целом, не ограничиваясь только экономией воды, то эффективность водопотребления станет более привлекательной и выгодной сферой деятельности. Мы полагаем, что в различных отраслях промышленности необходимо применять подход к воде как к «носителю ресурсов», то есть учитывать физическую и химическую ценность ресурсов, которые переносит вода. Практика показывает, что этот новый подход позволяет добиться высоких результатов. Так, клиенты, применившие наш новый инструментарий в сфере водопользования, смогли без крупных дополнительных капиталовложений снизить суммарные операционные расходы примерно на 2,5%, а объем водопотребления — примерно на 45%.

В соответствии с новым подходом предлагается оценивать роль воды как носителя в рамках технологического процесса. Вода переносит тепло, химикаты, производимые продукты, загрязняющие вещества и т.д. Экономический эффект от использования воды и расходы, связанные с ее использованием, рассчитываются исходя из того, что попадает в воду и что удаляется из нее. Таким образом получается более обширная и подробная картина: при оценке эффективности водопользования учитывается не только использованный объем, но и экономический эффект для бизнеса, обусловленный переносом энергии и веществ в каждом технологическом потоке. Предприятиям необходимо рассмотреть все производственные факторы (энергия и химикаты), относящиеся к использованию воды, а также нереализованный потенциал, заключенный в сточных водах. Применяя комплексный подход, можно повысить экономическую ценность использования воды на два порядка. Новая концепция позволяет сделать существенный шаг вперед по сравнению с традиционными методами управления водопользованием, не теряя из виду задач по охране окружающей среды.

Сокращение водопотребления и связанных с ним затрат: внимание ко всем аспектам кроме собственно воды

Как ни парадоксально, но максимального сокращения водопотребления можно добиться, если не сосредоточивать усилия на потреблении (расходе) воды. Лишь небольшая доля потребляемой воды непосредственно входит в состав производимой продукции. Намного больше воды используется для подготовки сырья, промывки и очистки, охлаждения и подогрева в рамках технологических процессов, для переноса продукции и в целях выработки электроэнергии. С помощью воды различные ресурсы и факторы производства поступают в технологический процесс (например, химикаты или тепловая энергия), переносятся в рамках процесса (например, производимая продукция) и выводятся из него обратно в окружающую среду (например, примеси, химикаты, продукция, энергия). Начав рассматривать воду как носитель, вы поймете, что необходимо изменить образ мышления: больше внимания должно уделяться не самой воде, а ресурсам, которые переносятся с ее помощью. Именно они являются определяющим фактором для уровня затрат и воздействия на окружающую среду.

Предлагаемый подход уже не ограничивается измерением прямых затрат на забор или отведение каждого кубометра воды — он позволяет учитывать затраты, связанные с переносом ресурсов. Как показано ниже (см. схему 1), эти затраты зачастую могут оказаться во много раз больше прямых.

Несмотря на то что у компании не было острой зависимости от водных ресурсов и ей не угрожал дефицит воды, оказалось, что сумма дополнительных отчислений, расходов и потерь прибыли превысила стоимость собственно воды в 100 раз. Среди этих дополнительных затрат можно выделить следующие:

  • государственные сборы за водоснабжение и водоотведение;
  • платежи сторонней компании за очистку сточных вод;
  • расходы на химическую обработку потребляемой воды и стоков;
  • расходы на энергоресурсы, необходимые для подачи, охлаждения и обработки воды;
  • существенные затраты, связанные с ролью воды как носителя (стоимость остатков тепловой энергии, химикатов и продукции, содержащихся в сточных водах предприятия).

Насколько полезен подход «Вода как носитель стоимости» для вашей компании?

Промышленным потребителям воды следует в первую очередь рассмотреть следующие вопросы.

  • Верно ли, что в технологическом процессе вашего предприятия используются значительные объемы воды (для переноса продукции, применения химикатов, очистки, охлаждения и т.п.)?
  • Насколько большой объем средств ваше предприятие расходует на химикаты, в роли носителя которых выступает вода? Насколько высоки требования к водному охлаждению? Затраты на подачу воды насосами? Затраты на паровое отопление?
  • Содержится ли в сточных водах остаточное тепло? Биологически разлагаемые вещества? Остатки производимой продукции?

Несомненно, подробный анализ полного спектра затрат позволяет полнее раскрыть потенциал экономии: учитывается не только плата за водоснабжение и водоотведение, но и потребление энергии и химикатов. Например, стоимость энергии, необходимой для подачи и обработки воды (или водного раствора), и затраты на химические препараты для обработки воды в совокупности обычно составляют значительную долю всех операционных расходов, связанных с производственным процессом. Также затраты могут включать стоимость энергии для подогрева или охлаждения и стоимость остатков технологических химикатов, которые содержатся в сточных водах. Рассматривая воду как носитель, также можно выявить новые источники дохода. Доход обеспечивается за счет использования ресурсов, переносимых водой (например, получение биогаза, повторное использование сточных вод и жидких отходов, рекуперация тепла сточных вод). Перечисленные факторы составляют альтернативные издержки, связанные со сточными водами.

В рамках новой парадигмы значение водных ресурсов возрастает практически во всех отраслях, поскольку внимание уделяется не только охране окружающей среды и управлению рисками, но и вопросам оптимизации, повышения эффективности и экономии затрат. Учет совокупных затрат, связанных с водными ресурсами, позволяет добиться экономии в размере от 2 до 5% суммы операционных расходов, а также повысить экологическую устойчивость производства благодаря сокращению водопотребления.

Реализация новой парадигмы: раскрытие полного потенциала экономии

Чтобы помочь во внедрении концепции «вода как носитель стоимости», мы разработали инструмент, который не ограничивается оценкой объема потребления и стоков. Предложенный нами подход, включающий семь этапов, помогает компаниям оптимизировать управление водопользованием и уменьшить сумму отчислений, расходов и потерь прибыли, связанных с водопотреблением и стоками. Он позволяет отслеживать потоки свежей воды и жидких отходов на предприятии, выявлять затраты, которые могут быть связаны с различными аспектами (энергия, химикаты, утилизация отходов, потери продукции, альтернативные издержки и т.д.), и предлагать способы их снижения. Эти затраты могут составлять от 10 до 40% общей суммы операционных расходов (см. схему 2).

С помощью инструментария можно работать с двумя категориями затрат на воду. Во-первых, это затраты, непосредственно связанные с использованием воды, — то есть все затраты на водоснабжение, обработку воды и водоотведение. Во-вторых, рассматриваются затраты, связанные с процессами, для которых требуется большой объем воды, — с такими, как инженерные коммуникации (например, паровые котлы и системы охлаждения). Каждый процесс рассматривается через призму воды как носителя ресурсов. Для каждого процесса инструменты позволяют определить, что попадает в воду и что удаляется из нее. Результаты анализа дают руководителям предприятий любой отрасли возможность выявить и реализовать потенциал экономии водных и энергетических ресурсов, а также увеличения объема производства.

Подход «вода как носитель стоимости» вобрал в себя новейшие методы и инструменты из наших проектов по эффективному использованию ресурсов и стал связующим звеном между бережливым подходом и методами рационального использования ресурсов. В качестве примеров таких методов и инструментов можно привести «экспресс-проверку», «каскад водопользования» и практическое применение концепции теоретического предела. Инструментарий управления водными ресурсами предназначен для использования на уровне предприятия и позволяет добиться положительного экономического эффекта для широкой базы затрат. Например, разработанные для одной компании меры по оптимизации оказались связаны не только с рациональным водопользованием, но и с сокращением затрат и более эффективным использованием энергетических и прочих ресурсов.

  • Отказ от избыточной подачи свежей воды позволил на 30% снизить годовые расходы на обработку воды и энергоносители в сфере водопользования.
  • Более полное извлечение конденсата обеспечило экономию по целой группе тарифов и затрат, связанных с утилизацией отходов, обработкой воды и энергоносителями, в размере 6% в год.
  • Повторное использование части стоков предприятия дало экономию в размере 9% годовых тарифов и расходов на утилизацию.

Вода требуется в промышленности в первую очередь в качестве носителя. Применение нового подхода сделает вклад в охрану окружающей среды и даст экономический эффект. При оценке степени воздействия на окружающую среду следует не только рассчитывать необходимый объем потребления, но и анализировать, что поступает в экосистему со сточными водами. Обращаясь к экономическому аспекту, нужно отметить, что истинные затраты, связанные с использованием воды, всегда оказываются в несколько раз выше, чем просто плата за водоснабжение.

Предлагаемый инновационный подход «вода как носитель стоимости» обеспечивает выгоду компаниям и в то же время благоприятно влияет на состояние окружающей среды. Подход не ограничивается анализом объемов потребления или расхода воды, он также позволяет снизить потери энергии и химикатов и — что наиболее важно — потери в выходе продукции, обеспечивая при этом снижение затрат, потерь и объема стоков. Таким образом, методы управления водопользованием выйдут из чисто экологической плоскости и станут экономически выгодным предложением, по-прежнему обеспечивая устойчивое развитие.

Мерле Гроббель (Merle Grobbel) — руководитель экспертной группы McKinsey
Кен Сомерс (Ken Somers) — старший эксперт McKinsey
Мартин Стачти (Martin R. Stuchtey) — старший партнер McKinsey
Кимберли Хендерсон (Kimberly Henderson) — научный сотрудник McKinsey