Должны ли менеджеры диверсифицировать свои компании от имени акционеров? Невысокие финансовые показатели многих конгломератов создали диверсификации плохую репутацию. Как бы то ни было, большинство инвесторов при желании могут сами объединить активы, которые, как выразились бы теоретики финансов, находятся на границе эффективности или в непосредственной близости к ней (граница эффективности отражает наибольшую рентабельность на единицу риска). Однако ряд факторов указывает на то, что умеренно диверсифицированные компании не менее, а в некоторых отраслях и более эффективны, чем компании сконцентрированные[1].

Что происходит в сырьевом секторе? Только диверсифицированные компании добиваются оптимального соотношения риска и доходности, потому что, в отличие от своих сконцентрированных конкурентов, при спаде в одной из отраслей они могут извлекать преимущества от отрицательной корреляции между бизнес–циклами других секторов. Подобная гибкость позволяет диверсифицированным компаниям использовать открывающиеся возможности, даже когда осложняется положение на некоторых направлениях их деятельности. В это время они корректируют свою инвестиционную политику, выбирая более привлекательные проекты или регионы. Сырьевые компании могут не опасаться диверсификации, потому что они уже приобрели на своем рынке те навыки, которые им потребуются при переходе в новые сектора.

[1] Более подробно об определении умеренной диверсификации и исследовании по данной теме см.: Neil W.C. Harper, S. Patrick Viguerie. Are You Too Focused? // The McKinsey Quarterly, 2002, special edition: Risk and Resilience, p. 28—37 (www.mckinseyquarterly.com/links/6366).

 

Майкл Дэлби (Michael Dalby) — бывший сотрудник McKinsey
Тимо Смит (Timo Smit) — бывший сотрудник McKinsey