Высокие цены на нефть дают правительствам государств, входящих в Совет по сотрудничеству стран Персидского залива (СССПЗ) — Бахрейна, Кувейта, Омана, Катара, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов, — единственный шанс диверсифицировать свою экономику и выйти за пределы нефтегазового сектора. То, как они воспользуются этой возможностью, отразится не только на населении этих стран, но и на всей глобальной экономике.

Правительствам государств Персидского залива придется решать непростые проблемы. Уровень безработицы высок, особенно среди молодежи, и в ближайшие годы странам — участницам СССПЗ необходимо создать миллионы новых рабочих мест в частном секторе. Для этого нужно провести коренные реформы на рынках труда, в финансовых и экономических системах. Реально ли это?

Скептики — по их мнению, страны, обладающие колоссальными запасами природных ресурсов, особенно нефти, часто не умеют разумно распорядиться своим богатством, — утверждают, что нынешние высокие цены на нефть на самом деле препятствуют реформам. Мы считаем иначе. Перед странами региона стоит задача понизить уровень безработицы и создать рабочие места для подрастающего поколения, а доходы, полученные от продажи нефти, можно инвестировать в продолжение реформ и за счет этого вырваться из порочного круга чередующихся бумов и спадов, возникающих по вине нестабильных цен на энергоносители.

О стремительном развитии региона свидетельствуют некоторые явные признаки, например изменяющийся на глазах облик Дубая, не говоря уже о растущем интересе к нему зарубежных стран. В 2001 г. объем прямых иностранных инвестиций в странах Персидского залива едва достигал 2 млрд долл., а в 2005 г. он превысил 20 млрд долл. Если эта тенденция сохранится, то странам региона с их изолированными экономиками будет проще влиться в глобальную экономику, а реформы получат дополнительный импульс (см. схему 1). Примерно 1 трлн долл. инфраструктурных инвестиций уже на подходе, к концу же десятилетия общий объем инвестиций может составить 3 трлн долл.

Хотя последние годы в регионе реальный рост экономики достигал всего 7%, что весьма скромно по сравнению с Китаем и Индией, тем не менее этот рост на деле сильнее, чем можно предположить. Номинальный (в отличие от реального) рост составляет порядка 20% в год (согласно цифрам 2003—2005 гг.) — это один из самых быстрых темпов роста в мире. Номинальный рост более точно отражает динамику развития региона, поскольку при расчетах темпов реального роста экономики резкое повышение цен на нефть рассматривается как инфляция, а тот факт, что компании получают значительную часть дохода от продажи добытой нефти в долларах США, вообще не учитывается.

Очень важно поддерживать стабильность в регионе — ее значение для здешних стран, да и всего остального мира трудно переоценить. По мере развития государств Персидского залива направление глобальных инвестиционных потоков изменится. Эта тенденция уже становится заметной. Набирающие силу общественно–политические институты, амбициозные правительства, устойчивые нефтяные доходы, а также сравнительно более низкие темпы роста на западном рынке с его жесткой конкуренцией — все эти факторы заставляют здешние страны обратить свои взоры на Восток. Еще лет пять назад они не вели такую активную инвестиционную деятельность, как сейчас, и все их вложения были сосредоточены в Северной Америке и Европе, но сегодня инвесторы из региона изыскивают новые возможности в Азии (и Африке), причем их интересует не только доходность, но и влияние. Если нынешние тенденции сохранятся, то именно страны Персидского залива будут играть центральную роль в перераспределении получаемых на Западе доходов от продажи нефти и в инвестировании их на Востоке. Значит, у стран региона есть возможность взять на себя главную роль в финансировании Нового шелкового пути[1].

Необходимость реформ

Когда в середине 1970–х — начале 1980–х годов резко подскочили цены на нефть, большинство государств — членов Совета по сотрудничеству стран Персидского залива были еще относительно молоды и у них не было институтов, которые могли бы «переварить» шестикратное увеличение доходов. Сегодня эти страны упорядочивают фискальный режим и проводят политику сокращения задолженности — это свидетельствует о политической воле их правительств, намерении направить в нужное русло неожиданно обрушившийся на них поток нефтедолларов.

С 2002 по 2006 г. годовой доход стран Персидского залива от продажи нефти и газа вырос более чем в три раза, со 100 до 325 млрд долл. Государственные расходы за тот же период увеличились не так сильно — на 74%, со 119 до 207 млрд долл.[2], в основном деньги шли на финансирование проектов в области здравоохранения и образования. Кроме того, бóльшая часть прибыли была направлена на погашение внешней задолженности региона, значительно возросшей в 1980—1990–е годы. В 2002 г. долги Саудовской Аравии, например, составляли 97% ВВП (пиковое значение), но уже в 2005 г. — 41%, в Кувейте за тот же период задолженность сократилась с 32 до 17% ВВП.

Помимо решимости правительств навести порядок в финансовой сфере проведение реформ подталкивают три мощных фактора: сокращение объемов добычи нефти и газа на душу населения, рост безработицы среди молодежи и неэффективная система распределения капитала.

На всех не хватит

В государствах — членах Совета по сотрудничеству стран Персидского залива реформы проводились разными темпами, что объясняется прежде всего разным соотношением объемов добычи нефти и газа и численностью населения (см. схему 2). Странам с относительно незначительными объемами добычи в пересчете на одного жителя будет очень трудно поддерживать уже привычный им уровень жизни. Как ни удивительно, но в эту категорию попадает Саудовская Аравия, крупнейший производитель нефти в мире: объем добычи на душу населения здесь составляет одну шестую от объема в ОАЭ, и на каждого жителя страны приходится существенно меньше дохода.

Численность населения Саудовской Аравии растет гораздо более быстрыми темпами, чем добыча нефти, что и заставляет королевство активнее реформировать свою социально–экономическую модель. В связи с этим было принято решение одновременно совершенствовать старую модель и создавать новую. Ради достижения первой цели Саудовская Аравия вступила в ВТО, снизила импортные пошлины, приватизировала телекоммуникационный сектор и подготовила либерализацию авиапрома. Чтобы создать новую модель, она взялась за масштабный проект развития новых городов и экономических зон, где будут созданы благоприятные условия для частного сектора (см. врезку «Создавая новую экономику Саудовской Аравии»). Всего на проект выделено 200 млрд долл. Если эти инициативы рассматривать в совокупности, то становится заметным стремление децентрализировать власть и распространить ее за пределы консервативных центральных районов, окружающих Эр–Рияд.

Создавая новую экономику Саудовской Аравии

Сейчас в Саудовской Аравии происходят бурные экономические процессы, хотя за пределами региона они пока мало кому заметны. Правительство страны ведет строительство шести новых городов в разных частях королевства и тем самым закладывает основу для развития современной экономики, которая держится на частных инвесторах.

В ближайшие десять лет именно в эти шесть городов хлынут инвестиции — и «свои», и иностранные. Здесь будут созданы великолепные условия для жизни и работы почти 2,5 млн человек, то есть примерно каждого десятого гражданина Саудовской Аравии. Эти города также подтолкнут экономическое развитие в регионах, которым пока не уделяют внимания, а значит, они будут способствовать децентрализации и сбалансированности экономики. Ожидается, что инвестиции в эти экономические центры составят в общей сложности более 200 млрд долл. Государственное агентство по инвестициям Саудовской Аравии (SAGIA) — оно отвечает за правовое регулирование, продвижение и управление проектом — на примере Дубая изучает опыт создания новой экономической и правовой среды.

Крупнейшим из этих центров станет Экономический город короля Абдаллы: он протянулся на 35 км вдоль побережья неподалеку от города Рабега и рассчитан на 1,5 млн человек. По нашим прогнозам, здесь будет создано 800 тыс. рабочих мест: в крупном морском порту, на предприятиях легкой промышленности, в сфере туризма и финансовых услуг. Два таких города уже официально функционируют. В Экономическом городе принца Абдалазиза бин Мусаида (в северной провинции Хаиль) сделан упор на агробизнес, горнодобывающую и обрабатывающую промышленность. Для Экономического города знаний (в Медине) сферой особого внимания стали академические учреждения, исследования и исламское наследие королевства. Недавно было заявлено о планах по созданию еще трех городов. Самым крупным станет Энергетический экономический город (в Восточной провинции): его население будет больше, чем соседнего Бахрейна.

Проект реализует целая группа инвесторов — частных (в том числе ведущая строительная компания Саудовской Аравии Emaar Properties и второй по величине промышленный конгломерат Saudi Savola) и финансовых (например, Gulf Finance House и Rakisa Holding). Одно из условий участия компании в проекте — размещение 30% своих акций на местном фондовом рынке. При первичном размещении акций Экономического города короля Абдаллы, появившихся на рынке первыми, подписка значительно превысила предложение, а за первые три месяца цена на акции возросла более чем в четыре раза.

Бахрейн — здесь уровень добычи нефти и газа в пересчете на душу населения также довольно низкий — после утверждения в 2002 г. конституционной монархии тоже сделал шаг вперед по пути серьезных политических и экономических реформ. В ноябре 2006 г. в Бахрейне состоялись вторые по счету парламентские выборы; сейчас в стране модернизируются рынки труда и недвижимости, системы здравоохранения и образования.

Безработная молодежь

Население государств Персидского залива — одно из самых юных и быстро растущих (см. схему 3). В Саудовской Аравии 61% населения моложе 25 лет (в Индии — 50%, в Китае — 39%, в Европе — 30%[3]). Подрастающее поколение обычно считается достоянием страны: молодежь идет в частный сектор и подталкивает рост экономики. Но молодые граждане государств Персидского залива столкнутся в будущем с нехваткой рабочих мест или с их полным отсутствием; система образования не в состоянии подготовить их к работе на частных предприятиях.

Во время нефтяных бумов государства Персидского залива предлагали своим гражданам работу в госучреждениях или на государственных предприятиях; зарплаты здесь часто были вдвое выше, чем в частных компаниях (см. схему 4). Но сейчас государственный сектор насыщен. Количество рабочих мест в нем увеличивается куда медленнее, чем численность работоспособного населения, и зарплата не поспевает за инфляцией.

Из–за этих причин рост безработицы и дефицит рабочих мест принимают угрожающие масштабы. По данным официальной статистики, в 2005 г. общий уровень безработицы в Саудовской Аравии составил 11%, а среди молодых людей в возрасте 20—24 лет — 28%. По неофициальным оценкам, в Саудовской Аравии, Бахрейне и Омане — трех странах региона, в которых эта проблема стоит особенно остро, — всего безработных около 15%, среди молодежи от 16 от 24 лет этот показатель гораздо выше — более 35%.

Решить задачу по созданию рабочих мест очень непросто. За последние десять лет в частном секторе за год появлялось порядка 55 тыс. новых рабочих мест для специалистов средней или высокой квалификации. Чтобы все граждане стран региона со средним образованием нашли себе работу, эти темпы должны возрасти впятеро — до 300 тыс. А чтобы зарплата на этих местах обеспечивала приемлемый уровень жизни, она должна увеличиться не меньше чем вдвое по сравнению с нынешним уровнем в частном секторе.

Лишенные капитала

В регионе, захлебывающемся от избытка денег, малый и средний бизнес, который обычно и подстегивает экономический рост, развитие инноваций и обеспечивает занятость, из–за неразвитого рынка капитала и слабых банков не получает нужных ему денег. Финансовая система государств, входящих в Совет по сотрудничеству стран Персидского залива, направляет средства в крупные государственные предприятия и избранные частные компании, лишая капитала остальных.

Как и на многих развивающихся рынках, проблема усугубляется неумением местных банков точно оценивать кредитные риски, поскольку здесь слишком мало кредитных бюро, реестродержателей или местных рейтинговых агентств. Без такой инфраструктуры банки вынуждены снижать свои риски и кредитовать только самых надежных заемщиков — госпредприятия и крупные частные компании. Зарождающиеся рынки капитала пока недостаточно ликвидны и эффективны, что еще больше усугубляет проблему.

Приоритеты в создании современной экономики

Нефтяные доходы стран региона, а это 2—3 трлн долл., дают им шанс в предстоящее десятилетие достичь важнейшей цели: ежегодно создавать 300 тыс. рабочих мест с уровнем зарплат, превышающим нынешний в два раза. Первые признаки уже обнадеживают, хотя регион только берется за решение проблемы. Чтобы не упустить этот шанс, страны региона должны провести реформы в трех сферах: на рынке труда, в системе образования и на финансовых рынках. Только тогда они смогут построить современную экономику, в которой стоимость создается за счет производительности, а не распределения богатства, полученного благодаря невозобновляемым ресурсам.

Реформа рынка труда

Большинство стран мира проводит жесткую иммиграционную политику, однако на рынках труда поощряет гибкость. Получить разрешение на работу сложно, но, если уж оно предоставлено, найти ее или сменить довольно легко. Высокие иммиграционные барьеры защищают своих трудящихся, а иностранцам дают разрешение на работу, только когда не хватает местных специалистов нужной квалификации, обычно высокой. Тем самым на первый план выходят интересы граждан, а не корпораций.

В странах Персидского залива все с точностью до наоборот: гибкая иммиграционная политика и жесткий рынок труда. Не менее 40% рабочей силы здесь составляют иностранцы, в частном секторе некоторых стран их доля достигает 90%. В результате предприятия начинают искать по всему миру самые дешевые источники рабочей силы, вместо того чтобы инвестировать в повышение квалификации своих специалистов и увеличение производительности труда. Доступ к практически неограниченному источнику дешевой рабочей силы приносит сиюминутную выгоду компаниям, но это тупиковый путь: частные работодатели лишают перспектив местную молодежь, которую берут к себе в последнюю очередь.

Без фундаментальной, пусть даже и болезненной реформы рынка труда не создать условия, при которых частный сектор будет заинтересован в увеличении количества рабочих мест. Чтобы поднять уровень заработной платы для граждан этих стран, необходимо существенно повысить производительность, особенно — труда. Но за прошедшее десятилетие производительность в частном секторе снизилась на 20—35%, и все потому, что компании предпочитают дешевую рабочую силу и неохотно инвестируют в создание рабочих мест с более высоким уровнем производительности и добавленной стоимости (и более высокооплачиваемых).

Первым шагом в реформировании рынков труда должно стать ужесточение иммиграционной политики: важно, чтобы работодатели перестали полагаться на иностранных работников. Затем нужно поднять стоимость их привлечения, например ввести налоги на компании, нанимающие иностранцев. За счет таких мер правительства могли бы регулировать приток дешевой рабочей силы из–за рубежа, поощрять частные компании инвестировать в трудосберегающие технологии и создавать рабочие места с более высокой добавленной стоимостью. Правительствам придется также обратить внимание на повышение квалификации и навыков местных работников, чтобы подготовить их к более жестким условиям труда в частном секторе.

Реформа рынка труда, похоже, окажется самым сильным фактором перемен в регионе. Молодые люди, ищущие работу, вряд ли будут спокойно смотреть на то, что рабочие места в частном секторе предназначаются только для иностранцев, а заработная плата не соответствует местным стандартам, и это в условиях быстро растущей экономики. Необходимость устранить взрывоопасное противоречие должна заставлять лидеров стран Персидского залива продолжать жизненно важные, хотя и болезненные реформы. Кроме того, международное сообщество будет все более настойчиво требовать фундаментальных реформ. По мере  интеграции стран региона в глобальную экономику они будут заинтересованы в торговых соглашениях с другими государствами, а значит, потенциальные партнеры станут особенно тщательно изучать положение дел на здешних рынках труда и оказывать на страны Персидского залива давление, чтобы они привели свои рынки труда в соответствие с международными стандартами. Так что суть реформ понятна, а вот какими темпами они пойдут, сказать трудно.

Реформа образования

На сегодняшний день учебные заведения стран Персидского залива не выпускают молодых специалистов с мировоззрением и навыками, соответствующими современной экономике. Значит, часть доходов от продажи нефти необходимо потратить на повышение качества образования в учебных заведениях всех типов — от детских садов и техникумов до вузов. Даже если оснастить их современным оборудованием или увеличить количество преподавателей, проблему решить не удастся, поскольку в странах региона уже сейчас соотношение численности студентов и преподавателей одно из самых низких в мире. Важно изменить уровень преподавания, а для этого — принять программы подготовки преподавателей более высокого уровня и повысить им заработную плату, что поднимет престиж профессии. Независимые эксперты должны инспектировать школы и разрабатывать системы экзаменов для учащихся, чтобы обеспечить соответствие учебных заведений определенным стандартам. Кроме того, в школьных программах необходимо учитывать будущие потребности частного сектора.

Реформа образования — тема вообще деликатная, а в странах Персидского залива дело усугубляется религиозным и культурным факторами. Тем не менее в большинстве стран региона совершенствование системы образования уже началось. Например, власти Абу–Даби заключили соглашение с Национальным институтом образования Сингапура, который будет готовить преподавательские кадры.

Финансовые рынки

По нашим оценкам, реформирование финансовых систем, в результате которого деньги шли бы на самые перспективные проекты и на поддержку задыхающегося от нехватки средств малого и среднего бизнеса, позволило бы в ближайшее десятилетие создать в регионе более двух миллионов рабочих мест. Отчасти их появлению способствовало бы создание кредитных бюро для региональных рынков (они уже открыты, например, в Бахрейне и Дубае), но, конечно, лучше всего проблему безработицы помогли бы решить эффективные рынки капитала.

Фондовые рынки в странах Персидского залива довольно развиты: их капитализация возросла со 135 млрд долл. в 2001 г. до 694 млрд долл. в декабре 2006–го, среднегодовые темпы роста составили 39%. Если рассматривать рост в процентном отношении к ВВП, то он гораздо выше, чем в Китае и Индии с их бурно развивающейся экономикой; скорее, он соответствует уровню зрелых развитых рынков. Тем не менее фондовые рынки стран Персидского залива получили бы новый толчок к развитию, если бы правительства оказывали им более прямую поддержку: например, выводили бы на рынок акции государственных предприятий или поощряли государственные инвестиционные компании активнее участвовать в торгах. Бóльшая прозрачность и лучшая защита для инвесторов, введение жестких стандартов корпоративного управления снизили бы уровень спекуляции, у инвесторов же появилась бы возможность работать на рыночных принципах.

Правительствам региона следует также поддерживать небольшие и относительно неликвидные рынки облигаций — регулярно выпускать облигации с различными сроками погашения для формирования кривой доходности (как всего рынка, так и отдельных ценных бумаг) и адекватной оценки стоимости долговых обязательств. Эта мера может показаться ненужной, учитывая нынешние излишки финансов во всех странах региона, однако, судя по примеру Сингапура, упорядоченная система управления государственным долгом очень полезна даже при вполне благополучном развитии событий.

Еще многое предстоит сделать, но большинство стран Персидского залива уже взялись за решение некоторых из обозначенных задач. Скажем, в Саудовской Аравии с ее крупнейшим в регионе рынком капитала в 2004 г. создан независимый надзорный регулирующий орган по рынкам капитала. Сейчас он готовит проект изменений в законодательстве королевства по рынкам капитала, чтобы привести его в соответствие с международными стандартами. Реформа законодательства идет и в ОАЭ, запланирована она также в Катаре.

***

Лидеры государств Персидского залива уверены, что уже в ближайшем будущем их страны будут играть более значительную роль в глобальной экономике, чем просто поставщиков газа и нефти. Регион уже стал одним из самых быстро развивающихся в мире. Однако его страны не хотят останавливаться на достигнутом. Они понимают: чтобы выйти за пределы нефтегазового сектора,нужно настроиться на дальнейшие реформы.

[1] См.: Доминик Бартон, Кито де Боер, Грег Уилсон. Шелковый путь в третьем тысячелетии // Вестник McKinsey, 2006, № 15.

[2] См.: Summary Appraisal: Gulf Cooperation Council Countries. Institute of International Finance, 2006.

[3] Global Insight; оценки на 2005 г.

 

Кито де Бур (Kito de Boer) — директор McKinsey, Дубай
Джон Тернер (John M. Turner) — консультант McKinsey, Дубай

Авторы благодарят за помощь при работе над статьей своих коллег Кунталу Каркун (Kuntala Karkun), Штефана Кризела (Stephan Kriesel), Мону Муршед (Mona Mourshed) и Йорга Шуберта (Jorg Schubert).