Первые корпоративные университеты возникли около ста лет назад. В то время основное внимание уделялось развитию базовых навыков, необходимых для выполнения ежедневной работы. Тогда никто и представить себе не мог, что через несколько десятков лет появятся полноценные корпоративные академии. В 1956 г. был создан знаменитый центр General Electric по подготовке руководящих кадров, а пятью годами позже, в 1961 г., — Университет гамбургера компании McDonald’s. Сегодня такие крупнейшие мировые работодатели, как Apple, Boeing и Danone, управляют самыми настоящими корпоративными университетами и академиями.

В истории корпоративного обучения начинается совершенно новый этап развития: университетам нужно освоить цифровые инструменты и платформы, которые существенно облегчают обмен знаниями и взаимодействие между сотрудниками, открывая практически безграничные возможности. Традиционная модель обучения отходит на второй план, а в некоторых случаях вообще оказывается под угрозой (схема).

Новые навыки корпоративных университетов

В 2014 г. мы попросили примерно полторы тысячи топменеджеров из разных стран ответить на вопросы о развитии навыков. В 2015 г. мы решили заострить внимание на более узких аспектах и провели исследование среди 120 директоров по обучению и развитию персонала. Это позволило нам получить более глубокое представление о современном состоянии и направлении развития корпоративных академий и университетов [1]. Кроме того, мы посетили большое количество передовых компаний и опросили более десятка директоров по обучению, имеющих опыт работы в крупнейших и наиболее успешных организациях мира. Также в нашем распоряжении есть сведения, тщательно собранные нами в ходе практической работы с корпоративными академиями в разных странах мира. Среди них можно отметить Академию McKinsey, предлагающую программы онлайн-обучения как сотрудникам, так и клиентам компании и помогающую в развитии лидерских и функциональных навыков.

В ближайшие три года в системе корпоративного обучения произойдут значительные изменения, считает большинство наших респондентов. Ускорение темпа изменений в бизнесе потребует от компаний не только большей подвижности и гибкости, но и совсем новых компетенций. За это время более 60% компаний, в которых работают наши респонденты, планируют увеличить расходы на обучение и развитие персонала, а 66% компаний хотят увеличить количество часов, отводимых на обучение каждого сотрудника в рамках корпора- тивных программ.

Но существующее положение вещей у многих вызывает опасение. Лишь 57% директоров по обучению считают, что программы их корпоративных академий «в большой степени или полностью соответствуют» приоритетам компании. Еще меньше респондентов (52%) сообщили, что корпоративные учебные заведения помогают их компаниям в достижении стратегических целей.

Около 40% опрошенных заявили, что мероприятия, которые они проводят для оценки навыков или пробелов в знаниях сотрудников, неэффективны либо их эффект неочевиден. Обо всех этих недостатках в первую очередь заявляют руководители среднего и высшего звена. И это может служить еще одним свидетельством того, насколько сложно изменять подходы и формировать новые установки, особенно на более высоких уровнях организации.

Многие участники исследования сожалеют, что их компании не в полной мере используют весь доступный на сегодняшний день спектр инструментов, методик и способов обучения. Теоретические и практические занятия проводятся регулярно, но этого недостаточно, отмечают респонденты. Лишь меньше половины организаций полностью используют преимущества таких форм обучения, как обмен опытом с другими компаниями, самостоятельное изучение материалов или контролируемый выход из зоны комфорта. Около трети респондентов отметили, что в их организациях отсутствуют системы взаимного обучения сотрудников. Кроме того, подавляющее большинство опрошенных считают, что возможности цифровых образовательных технологий в их компаниях используются крайне слабо.

Цифровая революция в корпоративном обучении

Современные цифровые технологии могут практически полностью преобразовать существующую практику обучения и устранить множество имеющихся сегодня ограничений и недостатков. Многие цифровые обучающие инструменты были разработаны несколько лет назад, но только размещение учебных материалов в облачных платформах позволило сделать их доступными на разных устройствах и в разных средах обучения. Учащиеся получили возможность самостоятельно создавать, распространять и непрерывно обновлять контент.

Неудивительно, что наиболее уверенно в обращении с цифровыми технологиями чувствуют себя молодые сотрудники компаний — представители поколения Z, рожденные после 2000 г.

«…Цифровые технологии электронного обучения стали частью нашей стратегии, поскольку на рынок труда выходит все больше и больше молодых людей. Они привыкли пользоваться мобильными телефонами и компьютерами. Для их обучения необходимо более активно внедрять цифровые технологии», — подчеркнул Хань Цин (Han Qing), руководитель корпоративного университета компании China Fortune Land Development.

Схема 

Корпоративные академии нового поколения обеспечивают обучение со скоростью бизнеса

Возможности интегрированных облачных платформ гораздо шире, чем у обычных компьютерных программ или приложений для смартфона. Лучшие компании используют облачные технологии, чтобы предложить учащимся современные методы индивидуального обучения: массовые открытые онлайн-курсы (MOOC), небольшие частные онлайн-курсы (SPOC), обучающие видео, обучающие игры, системы дистанционного наставничества, виртуальные аудитории, электронные системы поддержки эффективности и онлайн-моделирование.

Одна международная производственная компания из Азии использует не только виртуальную образцовую фабрику, но и трехмерную среду электронного обучения. Эта среда позволяет сотрудникам увидеть и потрогать сложное оборудование, используемое на многих заводах компании. Компания Danone, которая всегда уделяла большое внимание профессиональному и личному развитию сотрудников, в 2014 г. успешно запустила портал Danone Campus 2.0. Это инновационное решение на основе облачных технологий не только удобно в использовании, но и постоянно дополня- ется новым функционалом. В виртуальном пространстве Danon Campus 2.0 сотрудники могут обмениваться опытом, обсуждать передовые методы работы, рассказывать о результатах, полученных как внутри компании, так и за ее пределами, объединять усилия при обучении и налаживать неформальные связи в коллективе.

Ключевую роль в цифровой трансформации корпоративного обучения будут играть возможности коллективного разума. Учащиеся все чаще обмениваются статьями или рекомендуют друг другу материалы через централизованную систему электронного обучения и выступают в роли кураторов. В крупных международных компаниях ни служба HR, ни отдел обучения и развития не могут обладать всей полнотой знаний о навыках, требующихся разным специалистам. Необходимые полномочия и возможности должны быть предоставлены самим сотрудникам. Автоматизация обучения обеспечивает более высокую согласованность, а сообщения руководства поступают напрямую исполнителям, минуя посредников, что позволяет избежать возможных искажений.

Устранение лишних иерархических уровней позволяет более точно и четко доносить информацию, расширять диапазон доступных обучающих материалов, а значит, быстрее достигать целей обучения и, возможно, использовать более совершенные и точные инструменты оценки эффективности. Сотрудникам отделов обучения и развития следует сосредоточиться не на отборе или составлении учебных программ, а на создании условий беспрепятственного распространения в компании материалов, отобранных или созданных самими сотрудниками. С первой задачей — отбором или составлением программ — современные компании справляются хорошо: так считают более 75% респондентов. Но в современном цифровом мире этого может оказаться недостаточно.

Ведь мир, в котором обучение идет со скоростью бизнеса, действительно пока нам почти не знаком. Между тем, больше нет необходимости дожидаться, когда нужные курсы попадут в расписание. Сотрудники могут начать обучение тогда, когда у них возникает такая потребность (pull), а не только тогда, когда их подталкивает к этому компания (push). Это стало возможным благодаря появлению простых и понятных учебных платформ. Современные цифровые технологии корпоративного обучения могут обеспечить беспрецедентно простой доступ к актуальным знаниям, причем в большинстве случаев по очень низкой цене или даже совершенно бесплатно.

Университет в стиле Agile

В качестве неплохой иллюстрации возможностей современного корпоративного обучения можно привести действующую в мире и в России практику обучения методикам Agile и Scrum. Обучение проводится оперативно, задействуются практически все каналы (лекционный, виртуальный, обучение на рабочем месте), и результаты пока вполне устраивают организаторов. Многие российские финансовые организации сталкиваются с задачей масштабного перехода на работу по методике Agile, а значит, и обучения сразу большого числа специалистов. Вот как обычно организуют процесс.

На первом этапе сотрудники могут самостоятельно ознакомиться с рекомендованной литературой или просмотреть несколько видеороликов. Затем их вывозят на пару дней в корпоративный университет или учебный центр, где они под руководством профессиональных и сертифицированных Университет в стиле Agile тренеров получают или закрепляют ранее полученные знания.

Главное же отличие от привычного многим формата корпоративного обучения возникает на следующем, третьем этапе. Вместо того чтобы возвращаться в привычную корпоративную среду, учащиеся попадают в новую для себя обстановку, например их переводят в новый офис или прикрепляют к новой команде, организованной по новым принципам. В этих совсем не привычных для себя условиях сотрудники на практике окончательно осваивают предназначенный им набор знаний. Важно, что первое время практическое использование методик происходит под руководством тех же самых тренеров, с которыми сотрудники работали в университете или учебном центре. Примерно по такой схеме проходило обучение сотрудников сразу нескольких российских банков, решивших освоить Agile.

Влияние лучших на сегодняшний день систем и инструментов дистанционного обучения можно сравнить с последствиями появления на книжном рынке компании Amazon, даже если конкретные результаты не всегда можно точно измерить. Как заметил руководитель одной ведущей международной компании, инвестиции в современные платформы обучения и развитие персонала — это настолько фундаментальная потребность, что простые критерии оценки тут неприменимы. С тем же успехом можно, построив дом, попытаться измерить рентабельность инвестиций в прокладку канализации. Несмотря на то что цифровые платформы дают возможность использовать более совершенные методы сбора, анализа и оценки данных, точно измерить эффект не получится.

Несколько аргументов в пользу традиционных подходов

При всех значимых преимуществах, которые обещают цифровые технологии, полноценная система обучения не может строиться только на облачных решениях. У компаний по-прежнему есть веские причины проводить значительную часть корпоративных курсов в реальных учебных центрах. Наш опыт показывает, что любая успешная образовательная программа дает сотрудникам возможность выйти на время из состояния круглосуточной боевой готовности.

Не следует недооценивать важность такого физического отключения от ежедневной рутины. Если у сотрудников нет возможности вырваться из рабочей обстановки, они будут, к счастью или к несчастью, все время использовать устоявшуюся модель поведения, тем самым закрепляя ее и упуская шансы на более вдумчивое, осознанное обучение. Профессор Гарвардского университета Рональд Хейфец (Ronald Heifetz) называет этот эффект «подняться на балкон»: руководителям совершенно необходимо время от времени покидать «танцпол» и наблюдать что и как происходит там, внизу.

Уважающему себя специализированному подразделению наличие реальных учебных центров только прибавит веса. Каким бы виртуальным ни казался сегодняшний бизнес, мы все еще живем в физическом мире. Даже компания Amazon недавно открыла настоящие книжные магазины. Более молодые сотрудники, возможно, проводят больше времени в интернете и быстрее осваивают новые мобильные приложения, но традиционное очное обучение может принести им не меньше пользы, чем работникам предыдущих поколений. Полностью отказываться от привычных занятий в классе, как показывает наш опыт, они и сами не хотят. Корпоративные академии действительно дают сотрудникам уникальную возможность делиться опытом с коллегами и взаимодействовать с руководителями компании. Во многих передовых корпоративных академиях руководители высшего звена выступают в роли приглашенных преподавателей. Например, компания GE уже давно привлекает руководителей самого высокого уровня к участию во многих программах обучения. В одной крупной азиатской нефтегазовой компании при оценке эффективности высших руководителей учитывается количество дней, которое они проводят в роли преподавателей академии. Такое взаимодействие особенно ценно для тех компаний, которые развивают разные направления бизнеса и работают в разных странах.

Корпоративное обучение XXI века

Самые передовые компании мира уже сейчас рассматривают корпоративное обучение не как центр затрат, а как инвестиции, которые должны дать понятную и выраженную в финансовых терминах отдачу. Можно сказать, что функция обучения сотрудников перестает быть собственностью кадровой службы. Если раньше им зачастую занимались исходя из возможностей отдела персонала, то теперь задачи формулируют бизнес-вертикали, а служба корпоративного обучения выступает партнером в их решении, рассказал Яков Сергиенко, партнер McKinsey & Company.

Наиболее популярный в недавнем прошлом и наиболее затратный формат преподавания — аудиторные занятия — сегодня представляет собой лишь вершину большой пирамиды самых разнообразных современных методов обучения. Если раньше и программы обучения, и методики преподавания определял провайдер, то теперь правила игры определяют заказчики, которые получили возможность формировать программы и приглашать преподавателей исходя из потребностей бизнеса. Несколько лет назад предложение профессорско-преподавательского ресурса на рынке оставалось ограниченным. Лучшие бизнес-школы часто запрещали своим штатным преподавателям участвовать в посторонних проектах.

Сейчас же складывается модель, напоминающая разработку программного обеспечения по принципам Open Source. Компания формирует запрос, под который разрабатываются и подбираются учебные модули. На какие-то Корпоративное обучение XXI века из них могут приглашаться преподаватели Гарвардского университета, бизнес-школ INSEAD, IMD или Wharton, а какие-то реализуются с помощью различных платформ дистанционного обучения. В самом затратном, очном формате программа проводится для небольшого числа ключевых топ-менеджеров, которые сами в дальнейшем становятся преподавателями и тренерами. Во многих случаях в ходе очного обучения создаются материалы (например видеозаписи лекций), которые затем можно использовать для широкого распространения знаний по всей организации.

Кроме того, для каждого типа задач можно формировать сообщество профессионалов, которые выступают в качестве носителей экспертизы и постоянно обмениваются идеями и опытом. Именно эти люди помогают адаптировать содержание тренингов и находить полученным знаниям практическое применение на местах.

Дело в том, что разовые учебные мероприятия не слишком эффективны. Одной из возможных альтернатив может быть сбалансированное сочетание аудиторных занятий и практики во время работы (методика Field & Forum). Наилучших результатов удается достичь, если практические задания напрямую связаны с выполнением участниками их непосредственных обязанностей и нацелены на достижение измеримых результатов, показывающих степень владения материалом.

Для сотрудников, лучше других освоивших материал и успешно применяющих его на практике, следует предусмотреть разные виды признания и поощрения.

Тем не менее организация обучения требует подготовки и специальных знаний в не меньшей мере, чем, скажем, такие дисциплины, как маркетинг или финансы. Поэтому так важно сформировать в компании костяк профессионалов в области обучения и развития персонала. Мы знаем немало случаев, когда службой обучения и развития руководят сотрудники из других функциональных подразделений, перешедшие на эту должность незадолго до выхода на пенсию. Компании, которые всерьез намерены улучшить работу корпоративных университетов с помощью цифровых технологий, должны привлекать и готовить высококвалифицированных руководителей. Некоторые международные организации даже отправляют своих руководителей учиться, например в докторантуру Пенсильванского университета, по специальностям, связанным с обучением и развитием персонала.

McKinsey Academy Mobile: платформа массового развития навыков

  • Предназначена для самых разных категорий пользователей, в том числе лидеров преобразований, менеджеров среднего звена, владельцев малых и средних предприятий, студентов старших курсов.
  • Поддерживает технологии виртуальной реальности. Позволяет полностью погрузиться в учебный процесс.
  • Позволяет проводить виртуальные туры по лучшим в мире предприятиям и фабрикам. Учащиеся могут, например, изучить принципы работы заводов Toyota или принять участие в заседании совета директоров крупной международной корпорации. McKinsey Academy Mobile: платформа массового развития навыков
  • Стоимость доставки контента при этом не превышает 150 долл. США.
  • Позволяет предложить учащимся самые разные практические упражнения и задания. Позволяет контролировать прохождение и степень усвоения материала.
  • Разработана по заказу McKinsey & Company. Протестирована и апробирована на крупных промышленных предприятиях ближневосточных стран.

Источник: организационная практика McKinsey & Company.

Заключительные выводы

Мы полагаем, что в конечном итоге работа корпоративных университетов и академий объединит разные форматы обучения: теоретические и практические занятия, электронные курсы и оценку индивидуальных компетенций и результатов работы. Универсального ответа на вопрос, каким должно быть соотношение между виртуальным и реальным обучением, конечно же, нет. Специалисты из разных отраслей и компаний сами должны определить оптимальное сочетание методов с учетом конкретных обстоятельств и приоритетов. Сетевое взаимодействие позволяет организациям достигать многих целей обучения: не нарушать обычный рабочий процесс, проводить обучение системно, обеспечивать устойчивость приобретенных знаний и навыков (сотрудники имеют возможность повторить изученный материал по окончании каждого занятия, а затем освежать знания и делиться ими в реальном времени).

Руководители и сотрудники ждут большего от традиционного корпоративного обучения

Практически все крупные компании (99%) в той или иной степени занимаются обучением руководителей, и 93% менеджеров разных уровней охвачены образовательными программами, показали результаты исследования Management matters: Grovo’s 2016 Research Study on the State of Management Development.

Но в то же время совершенно очевидно, что в большинстве случаев эти программы не дают желаемого результата:

  • 87% менеджеров недовольны уровнем подготовки, который они получили перед назначением на первую ответственную должность;
  • 98% руководителей среднего звена указывают на недостаточное развитие в их компаниях таких навыков, как разрешение конфликтных ситуаций, управление временем, управление проектами, профессиональное развитие подчиненных;
  • не больше 65% сотрудников крупных компаний признают, что обучение руководителей приводит к хотя бы краткосрочному изменению их моделей поведения;
  • 80% таких руководителей возвращаются к привычным методам руководства не позднее 6 месяцев после прохождения тренингов.

Огромное значение имеет поддержка со стороны высшего руководства компании. Именно ему вместе с профильными специалистами предстоит определить приоритеты в области обучения и развития и обеспечить необходимое финансирование. «Если служба обучения и развития не смогла стать стратегическим партнером в реализации важных для компании проектов, — отметил директор по обучению одной европейской телекоммуникационной компании, — тогда она превращается лишь в пассивного исполнителя запросов других подразделений. В нашей компании цели обучения тесно связаны с общей стратегией развития бизнеса. И это стало возможным только благодаря мощной поддержке со стороны президента компании».

Дальновидные руководители осознают, насколько важно повышать привлекательность работодателя в глазах сотрудников. Одному ведущему финансовому учреждению удалось значительно повысить вовлеченность сотрудников, укрепить их моральный дух, а также вдвое снизить показатель отсутствия на рабочем месте, сделав обязательным участие в учебных программах. Результаты корпоративного обучения, особенно в век развития цифровых технологий, окажут влияние на многие аспекты работы компании и непременно найдут отражение в итоговых показателях деятельности.

***

Корпоративные академии стоят на пороге столь же масштабных изменений, как и сто лет назад, когда на смену простейшим мастерским пришли полноценные учебные заведения. Масштаб происходящих перемен впечатляет. Ситуация меняется кардинально даже по сравнению с концом XX века. Чтобы выйти на новый уровень преобразований, необходимо выстроить сбалансированную систему, которая будет включать в себя такие элементы, как виртуальное и реальное обучение, развитие корпоративной культуры и технических навыков, а также активный обмен знаниями в реальном времени. Вопрос времени при этом играет весьма существенную роль: стремительно растет количество молодых людей, хорошо разбирающихся в цифровых технологиях. Чтобы успешно справиться с предстоящими преобразованиями, нужны не только новые методики и инструменты, но и более высокий уровень гибкости, подвижности и вовлеченности на всех уровнях организации.

[1] Организации, участвовавшие в исследовании, вкладывают в развитие навыков примерно 4% фонда оплаты труда, при этом каждый сотрудник проводит на корпоративных обучающих курсах около 34 часов в год. По результатам наших и ряда других исследований можно сделать вывод о том, что доля расходов на обучение в фонде оплаты труда, как правило, обратно пропорциональна размеру организации. Небольшие компании тратят на обучение около 5,4% фонда оплаты труда, организации среднего размера — 3,0%, а крупные организации — 1,7%, подсчитала Ассоциация по развитию кадров (The Association for Talent Development, см. отчет State of the Industry, Association for Talent Development, 2015, www.td.org).

 

Ник ван Дам (Nick van Dam) — партнер McKinsey, Амстердам, и главный директор McKinsey по вопросам обучения
Франческо ди Марчелло — партнер McKinsey, Москва
Яков Сергиенко — партнер McKinsey, Москва