Опрос руководителей, проведенный McKinsey в ноябре 2004 г., был посвящен вопросам стратегии и конкуренции. Чтобы получить представление о характере конкуренции в целом ряде отраслей и регионов и об изменениях, произошедших в этой области за последние пять лет, сотрудники McKinsey опросили около 16,5 тыс. топ–менеджеров из 148 стран. Вряд ли читатели удивятся, узнав, что конкуренция ужесточается и компании ожидают лишь дальнейшего ее усиления. Руководители выразили обеспокоенность в связи с давлением на цены, непрерывным ускорением разработки продуктов и услуг, появлением новых игроков во многих отраслях, глобализацией рынков и производственных цепочек. Все эти факторы в совокупности заставят компании активизировать свою политику в области инноваций для обеспечения органического роста, к которому, по словам самих руководителей, стремятся все компании, независимо от отраслей и регионов[1].

Повод для беспокойства

Какие проблемы будут самыми острыми для вашей компаниив ближайший год?

В целом руководителей больше всего тревожат три проблемы: давление на цены, поиск и удержание талантливых сотрудников и повышение операционной эффективности. Респонденты из крупнейших компаний основным поводом для беспокойства считают давление на цены, а представители среднего бизнеса и компаний с развивающихся рынков на первое место ставят проблему поиска талантливых сотрудников. Кроме того, 10% респондентов из США— и это больше, чем из любой другой страны, — главной проблемой считают высокие затраты на оплату медицинского страхования и другие социальные льготы для сотрудников.

Конкуренция

Как изменилась конкуренция в вашей отрасли за последние пять лет?  Как, по вашему мнению, будет развиваться конкуренция в вашей отраслив ближайший год?

Конкуренция заметно обострилась во всех отраслях, и топ–менеджеры ожидают ее дальнейшего ужесточения. Особенно сильно ощущают конкурентное давление руководители крупнейших компаний.

Давление на цены

Какой из факторов конкуренции ваша компания ощущает особенносильно?

Давление на цены вызывает обеспокоенность у большинства компаний; кроме того, именно в этой сфере, по словам практически всех руководителей, давление конкуренции проявляется сильнее всего. Тот факт, что лишь 28% опрошенных назвали глобализацию рынков основным фактором усиления конкуренции, можно объяснить по крайней мере двумя обстоятельствами. Во–первых, давление на цены само по себе отражает воздействие глобализации, поскольку цены на многие товары устанавливаются в рамках мировой экономики. Во–вторых, не исключено, что респонденты, работающие в сфере услуг, меньше опасаются глобализации, чем представители промышленности, поскольку многие услуги предоставляются в рамках одной страны и, следовательно, меньше подвержены глобальным тенденциям.

Источники роста

За счет каких основных источников будут увеличиваться доходы вашейкомпании в ближайший год? За счет органического роста или слиянийи поглощений?

Руководители из всех отраслей и стран решительно отдали предпочтение органическому росту, нежели росту за счет слияний и поглощений. Отчасти это объясняется тем, что при подобных сделках очень сложно достигнуть запланированных показателей. Судя по результатам многих исследований, акционеры компаний–покупателей редко выигрывают от поглощений. Руководители из развивающихся стран больше всего стремятся выйти на новые рынки и ради этого готовы к слияниям и поглощениям. Менеджеры небольших компаний, а также компаний из Северной Америки считают, что наилучшие возможности для роста находятся на существующих рынках.

Критерии инвестиционной привлекательности развивающихся рынков

Если вы планируете рост за счет выхода на рынки развивающихся стран, то какой фактор оказывается для вас решающим при выборе страны для инвестиций?

Планируя экспансию, руководители компаний прежде всего ориентируются на традиционные факторы — размер рынка и темпы роста. Они значат гораздо больше всех остальных, хотя в развивающихся странах по–прежнему присутствуют хорошо известные риски. Следует отметить, что стимулы и льготы, на которые правительства отдельных стран тратят миллиарды, практически не принимаются во внимание инвесторами[2].

[1] Дополнительную информацию по результатам опроса вы найдете на сайте журнала The McKinsey Quarterly (www.mckinseyquarterly.com/links/15916).

[2] Подробнее об этом см.: Д. Фаррелл, Я. Ремес, Х. Шульц. Правда о глобализации // Вестник McKinsey, 2003, № 3 (5).