Зачастую высшее руководство рассматривает этот прием как нечто второстепенное, полагая, что подобными упражнениями должны заниматься разве что инженеры по разработке концептуальных решений или отделы закупок, пытающиеся изыскать способы сокращения затрат. Такое отношение подавляет творческую инициативу и гарантирует, что идеи, возникшие в ходе анализа, останутся неисследованными и бесславно угаснут в функциональных подразделениях.

Однако некоторые компании занимают иную позицию. В этой статье рассматриваются выявленные нами возможности для повышения прибыли, которые открывает анализ разобранных изделий. Кроме того, здесь приведены примеры того, как компании пересматривают свое отношение к этому методу, чтобы более эффективно сокращать затраты, преодолевать косность мышления сотрудников, ограниченных рамками своих подразделений, и даже повышать доходность продукции.

Промышленное производство: переработка конструкции с целью снижения затрат

Производитель погрузочно-разгрузочного оборудования разрабатывал новый вилочный автопогрузчик, стремясь снизить затраты на его производство и эксплуатацию. Инженеры компании понимали, что важнейший конструктивный параметр — это масса погрузчика (чем меньше масса, тем ниже расход топлива и затраты на материалы). С учетом этого они систематически проводили разборку изделий конкурента, чтобы изучить новые конструктивные возможности.

В свою очередь, руководство привлекло маркетологов, которые установили, что заказчикам действительно нравятся технические решения, которые позволяют снизить стоимость владения и сократить выбросы углекислого газа в атмосферу, однако они не готовы переплачивать за такие преимущества. Этот факт побудил конструкторов и клиентов компании провести совместную работу, в результате которой масса нового вилочного погрузчика уменьшилась на 7% (200 кг). Благодаря конструктивным изменениям, использованию производственных мощностей в странах с низкими издержками, планированию затрат с нуля и применению других традиционных методов компания сумела снизить стоимость производства погрузчика на 12%.

Высокие технологии: борьба с ограниченностью мышления 

Компания, выпускающая медицинскую технику, решила разобрать и изучить несколько изделий, чтобы улучшить конструкцию своего терапевтического оборудования. Стремясь активизировать поиск новых идей, руководство собрало представителей из отделов закупок, маркетинга, продаж и конструкторского подразделения, чтобы те посмотрели, как их изделие выглядит на фоне четырех конкурирующих решений.

Имея возможность сравнить устройства, представители отдела закупок практически сразу предложили несколько простых конструктивных изменений, которые, будучи незаметными для потребителей, значительно снизили бы затраты. В свою очередь, торговые представители, маркетологи и инженеры, изучив компоновку монтажных плат в изделиях конкурентов, стали обсуждать оправданность модульного подхода к проектированию, применяемого в компании. Конструкторы долгое время исходили из того, что возможность комбинировать и добавлять различные функции устройства ценилась клиентами, и пытались максимально развиваться в этом направлении. Однако представители отдела продаж заявили, что большинство клиентов заказывали только несколько типовых модулей при покупке и лишь малая часть клиентов заказывала дополнительные модули после покупки.

По итогам обсуждений конструкция устройства была упрощена, что позволило снизить затраты на компоненты на 23% и помогло маркетологам выявить новый потребительский сегмент, в котором компания могла бы назначать более высокую цену на свою продукцию.

Потребительские товары: снижение затрат на упаковку

Методы анализа разобранных изделий подходят и для решения вопросов, связанных с упаковкой. Однако лишь немногие компании изучают возможности для снижения затрат, связанные с упаковкой, и еще меньше тех, кто в поисках новых идей обращается к опыту конкурентов. Подобные вопросы обычно находятся в ведении маркетологов, поскольку очень важно, чтобы упаковка доносила до потребителя преимущества бренда. Однако нам известны организации, которым удавалось добиться существенной экономии в этом аспекте. Так, один производитель потребительских товаров снизил затраты на упаковку своего основного продукта на 10% за счет простых конструктивных изменений, позволивших уменьшить содержание пластмассы в материале бутылок. В этом примере мы отметили некоторые возможности для снижения затрат при производстве шампуней. Пример основан на исследовании компании McKinsey, посвященном анализу затрат на производство и упаковку потребительских товаров повседневного спроса в Европе.

Антон Григорьев — младший партнер McKinsey, Москва
Ашиш Котхари (Ashish Kothari) — консультант McKinsey, Чикаго
Анантх Нарайянан (Ananth S. Narayanan) — партнер McKinsey, Чикаго

Авторы выражают благодарность Фабрису Ле Гарреку, Штефану Мору, Лу Рассе и Джиму Уильямсу за помощь в подготовке этой статьи.