Немало времени прошло с тех пор, как мир был всерьез обеспокоен опасностью устойчиво высоких цен на нефть. Сейчас период оживления в мировой экономике практически завершился, а возможность очередной волны рецессии по-прежнему сохраняется.
Однако такая ситуация не должна вселять в руководителей предприятий чрезмерный оптимизм по поводу того, что новый нефтяной шок и резкий всплеск цен на нефть нам не грозят. В развивающихся странах продолжается исторически сложившаяся тенденция к росту потребления электроэнергии. Когда мировые экономические показатели станут более стабильными, вполне вероятно, что спрос на нефть начнет расти опережающими темпами по сравнению с предложением. И если это произойдет, то через некоторое время баланс между спросом и предложением может постепенно исчезнуть — или рухнуть в одночасье.
Благоприятный сценарий развития событий, при котором спрос и предложение будут сравнительно в балансе, предусматривает планомерный отказ от потребления нефти в таких секторах, как транспорт, химическая промышленность, энергетика и отопление зданий. Один шаг в этом направлении уже сделан: во многих ведущих экономических державах приняты меры по ужесточению стандартов топливной эффективности. Однако для полноценного перехода на новые рельсы необходимо будет действовать еще более решительно с точки зрения нормативно-правового регулирования. В частности, следует отменить топливные субсидии в странах — производителях нефти, в государствах Азии и в других регионах. Кроме того, нужно стремиться к масштабному преобразованию моделей потребительского поведения. В этой связи следует отметить, что государственные органы, компании и потребители традиционно не расположены проводить жесткую политику или осуществлять кардинальные изменения до тех пор, пока суровая действительность не заставит их это сделать.
На фоне такой инертности не исключено развитие событий по другому сценарию. Хотя многие недооценивают этот сценарий, его вероятность достаточно велика для того, чтобы его стоило проанализировать. Речь идет о том, что в ближайшее десятилетие в мировой экономике может начаться весьма нестабильный период, когда цены на нефть резко вырастут и в течение определенного времени будут колебаться в диапазоне от 125 до 175 (или более) долл. за баррель. Связанные с этим негативные экономические последствия могут оказаться очень серьезными. Результаты экономического моделиро вания, проведенного нашими коллегами, свидетельствуют о следующем: если цены на нефть стремительно поднимутся и будут оставаться высокими на протяжении нескольких лет, то к 2020 г. объем мирового ВВП окажется на 1,5 трлн долл. меньше, чем ожидалось.
Однако при этом, как и в любой сложный переходный период, перед экономическими субъектами откроются новые многообещающие перспективы. В частности, потребители энергии получат возможность оптимизировать свою структуру затрат по сравнению с конкурентами, не сумевшими должным образом подготовиться к ситуации. Кроме того, множество разработчиков инновационных решений в области энергетики смогут заняться созданием заменителей нефти и открыть доступ к новым источникам энергии. В целом следует отметить, что если бы высокие и неустойчивые цены на нефть наблюдались на протяжении двух-трех лет, то примерно к 2020 г. альтернативные источники энергии могли бы составить нефти реальную конкуренцию.
Чтобы руководители высшего звена сумели лучше представить себе, какое значение будут иметь для них возможные перемены и как к этим переменам подготовиться, мы попросили нескольких наших коллег вместе с нами проанализировать потенциальный эффект затяжного повышения цен на нефть. Рассел Хенсли и Андреас Зильке из экспертной группы McKinsey по автомобилестроению разъяснили, каким образом совершенствование нормативно-правовой базы уже сейчас позволяет экономить больше топлива и как высокие цены на нефть могут усилить эту тенденцию. Джонатан Аблетт, Лоуэлл Брайан и Свен Смит из экспертной группы McKinsey по вопросам стратегического развития оценили глобальный экономический эффект скачка цен на нефть и стратегические последствия замедления экономического роста. Наконец, Кнут Алике и Тобиас Мейер из экспертной группы McKinsey по операционной деятельности охарактеризовали стратегии, связанные с использованием энергоэффективных логистических цепочек и уже применяемые некоторыми компаниями.
Шаткое равновесие
Мировые запасы нефти еще очень далеки от истощения. Согласно большинству оценок, в земных недрах в настоящее время остается не менее триллиона баррелей нефти, которую можно извлечь традиционными способами. А с использованием нетрадиционных способов можно добыть еще несколько триллионов баррелей нефти и газа.
Однако применительно к ценам на нефть важнее другое, а именно: каков резерв нефтедобывающих мощностей во всем мире. Когда положение дел в мировой экономике стабильно, наличия свободных мощностей совокупной производительностью 3—4 млн баррелей в сутки, как правило, вполне достаточно для удовлетво рения сущест вующих потребностей. Если этот резерв сокраща ется, а на рынках при этом ожидается дальнейший устойчивый рост спроса, то цены могут повыситься, причем весьма ощутимо. Именно это и произошло незадолго до финансового кризиса, когда добывающие мощности перестали справляться с нагрузкой на фоне стремительно растущего спроса в развивающихся странах и цены на нефть приблизились к отметке 150 долл. за баррель. Впрочем, этот ценовой всплеск оказался недолговечным — наступившая вскоре глубокая рецессия привела к тому, что спрос сократился на 3—4 млн баррелей в сутки, в результате чего цены на нефть резко снизились.
Затем начался период медленного восстановления экономики, в течение которого мировой резерв мощностей вновь уменьшился. А в первом полугодии 2011 г. в связи с гражданской войной в Ливии поставки нефти из этой страны практически прекратились, и мировой объем добывающих мощностей снизился на миллион баррелей в сутки. На фоне возникшего дефицита в первой половине текущего года цены взлетели до отметки 120 долл. за баррель, что подтверждает устойчивость основных тенденций, сложившихся до 2008 г.
Относительно дальнейших перспектив следует отметить, что если в экономике не наступит длительная стагнация, то спрос на жидкие углеводороды[1], скорее всего, будет расти примерно на 1,5% в год. Возможно, спрос увеличивался бы еще быстрее, если бы не стабильное повышение энергоэффективности, которое прогнозируется нами и другими аналитиками. В особенности это коснется эксплуатации легковых и грузовых автомобилей, поскольку в этой области уже запланировано ужесточение стандартов регулирования.
Можно ли ускорить рост предложения, чтобы оно не отставало от спроса? По мнению многих отраслевых аналитиков и согласно нашей собственной модели предложения, добиться этого будет нелегко. На протяжении значительной части минувшего десятилетия наблюдались высокие цены на нефть, а многие крупные частные и государственные нефтяные компании вкладывали в развитие мощностей все больше средств. Несмотря на это, в указанный период объем мощностей увеличивался лишь немногим более чем на 1% в год. Для освоения новых запасов нефти необходимо развивать логистическую инфраструктуру, совершенствовать системы поставок и обеспечивать согласованность политических действий. Все эти мероприятия довольно сложны, они требуют значительных финансовых вложений, а их реализация занимает много времени. Не менее затратным и проблематичным является и повышение производительности на существующих нефтяных месторождениях, которые, как правило, характеризуются высокими темпами снижения объемов добычи.
Согласно нашим текущим прогнозам, при реализации базового сценария[2] объем мировых добывающих мощностей к 2020 г. может достичь примерно 100 млн баррелей в сутки по сравнению с нынешним показателем на уровне 91—92 млн баррелей в сутки. Этого, однако, едва хватит на то, чтобы удовлетворять мировой спрос на жидкие углеводороды, который в рамках такого сценария составит около 100 млн баррелей в сутки по сравнению с 88—89 млн баррелей в сутки по состоянию на настоящее время[3].
Столкновение спроса и предложения
Несложные расчеты показывают, что в определенный момент в мире произойдут существенные изменения. Когда это случится, мировая экономика должна будет стремиться преодолеть исторически сформировавшуюся зависимость от нефти. Вопрос заключается в том, насколько быстрым и резким будет этот переход.
Сценарий плавных структурных преобразований
Если правительственные и коммерческие организации вместе с потребителями будут прилагать усилия к тому, чтобы ускорить сокращение спроса на нефть, то эти преобразования произойдут равномерно, без скачков цен. Действительно, существующие на сегодня аналитические прогнозы (в том числе прогнозы McKinsey) сходятся в том, что в большинстве регионов постепенно сокращается расход нефти на цели транспортировки, производства электроэнергии и отопления жилых помещений. Впрочем, наш анализ показывает, что существующих тенденций в области экономии нефтяных ресурсов (с учетом существующего законодательства) будет недостаточно, чтобы установить баланс спроса и предложения при восстановлении устойчивого экономического роста.
Приведем несколько примеров, демонстрирующих масштаб и сложность задачи, которую предстоит решить мировой экономике, чтобы обеспечить плавный переход к новой модели потребления нефти. Государствам нужно и далее развивать стандарты эффективного использования топлива для автотранспорта, а потребителям при выборе нового автомобиля необходимо уделять более пристальное внимание его экономичности (см. врезку «Автомобильная промышленность: путь к более эффективному использованию топлива»). В некоторых развивающихся странах следует отменить государственные субсидии на топливо, чтобы потребители почувствовали реальную стоимость нефтепродуктов. Во всех странах мира необходимо еще больше сокращать применение нефтепродуктов в отоплении, при производстве электроэнергии и в химической промышленности. Нужно начинать использовать природный газ в качестве топлива для отдельных видов морских перевозок и перевозок автомобильным транспортом большой грузоподъемности.
Автомобильная промышленность: путь к более эффективному использованию топлива
Андреас Зильке, Рассел Хенсли
Стандарты, уже принятые в разных странах мира, должны существенным образом способствовать повышению топливной эффективности автомобилей. Согласно правилам ЕС, регламентирующим выбросы углекислого газа, в период с 2015 по 2020 г. объем выбросов должен сокращаться на 6% в год. Наш анализ показывает, что вследствие этого новые автомобили, которые будут ездить по дорогам Европы в 2020 г., станут потреблять на 40—50% меньше топлива по сравнению с 2010 г. Регулирующие органы в Китае, Японии и США также ориентируются на быстрые темпы сокращения выбросов, хотя исходная ситуация в этих странах различается. В 2020 г. уровень потребления топлива американских автомобилей сократится до 1 галлона на 40 миль, тогда как в Китае в том же году экономия будет более существенной. По этому показателю США достигнут уровня, который наблюдался в Европе уже в 2010 г.
Из-за жесткой международной конкуренции и стабильного уровня цен автомобильная промышленность оказалась зажата в строгие рамки. Чтобы внедрить дорогие новые технологии, в частности необходимые, чтобы обеспечить соответствие установленным стандартам, пришлось предпринимать активные действия по совершенствованию конструкции автомобилей и повышению производительности. Например, если взять цену Toyota Camry в 2001 г., скорректированную с учетом инфляции, окажется, что к 2010 г. стоимость автомобиля для американских потребителей снизилась на 2500 долл. в реальном выражении — при том, что модель 2010 г. более совершенна с технологической точки зрения и потребляет на 10% меньше топлива. Производители автомобилей прилагают значительные усилия для соответствия новым, более строгим стандартам экономии топлива. При этом они обычно действуют по одной схеме. Отправной точкой становится совершенствование двигателей внутреннего сгорания — для них по-прежнему существует значительный потенциал повышения эффективности и сокращения уровня выбросов. С другой стороны, из-за высокой стоимости аккумуляторов производителям, скорее всего, придется поднять цены, что создаст дополнительные препятствия для широкого распространения электромобилей в ближайшее время — например, до 2020 г.
Если высокий уровень цен на нефть сохранится продолжительное время, это подтолкнет регулирующие органы в развитых странах к принятию более решительных мер, например связанных с более активной поддержкой электрического транспорта. В развивающихся странах ускорится принятие более жестких стандартов — согласно прогнозам, именно на долю этих стран придется основной рост спроса на транспортное топливо. Эти действия станут дополнительной движущей силой преобразований.
Тем не менее масштабное преобразование мирового автопарка станет возможным в ближайшее десятилетие только в том случае, если в моделях поведения потребителей или технологиях произойдут существенные изменения, выходящие за рамки сегодняшних прогнозов. Один из возможных сценариев связан с увеличением доли покупателей, которые будут придавать первостепенное значение экономичности автомобиля. Хотя важность этого фактора различна в разных странах мира, наше исследование потребительской аудитории показывает, что на двух крупных рынках — немецком и американском — экономичность не входит в десятку наиболее важных для покупателей факторов, рассматриваемых при выборе нового автомобиля[1].
Чтобы в потребительских моделях поведения произошли значительные изменения, скорее всего, потребуется обеспечить экономические преимущества, которые проявляются уже через несколько лет эксплуатации автомобиля. Сравнение ситуации в Европе и США дополнительно подчеркивает масштабность задачи: в странах Европы цены на бензин примерно вдвое выше, но доля автомобилей, работающих на нефтепродуктах и альтернативных видах топлива, приблизительно равна в обоих регионах. Чтобы сделать экономические преимущества более убедительными, стоимость новых технологических решений должна снижаться, опережая прогнозы, а цены на бензин должны превысить некоторый новый «болевой порог».
[1] Мы провели интернет-опрос, в котором участвовали 2200 покупателей новых автомобилей в США и Германии. В выборку вошли покупатели легковых и грузовых автомобилей, а также транспортных средств, работающих на дизельном топливе и смеси «бензин-этанол». Весовые коэффициенты были распределены в соответствии с демографическими показателями и предпочтениями по марке автомобиля и типу двигателя, наблюдаемыми в каждой стране. Потребительская оценка атрибутов, полученная в результате совместного анализа, соответствует подразумеваемой важности этих атрибутов для покупателей. Подразумеваемая важность отличается от важности, заявленной респондентами, но является более точным показателем, потому что она с меньшей вероятностью отражает предположения респондентов о том, какие ответы ожидаются от них.
Подобные преобразования позволят установить приблизительный баланс спроса и предложения. Однако для этих преобразований потребуется принятие новых законов, а также изменение моделей поведения частных и коммерческих потребителей. Более того, преобразования должны начаться прямо сейчас, потому что эффект от изменений, которые позволят ограничить потребление нефти, проявится лишь через несколько лет. Если не удастся провести эти преобразования с ориентацией на долгосрочную перспективу, то есть риск, что баланс экономической системы нарушится.
Возможность резкого нарушения баланса
Мы подошли ко второму сценарию. Возможен вариант, при котором столкновение объемов мирового спроса и предложения произойдет быстрее и будет более жестким. В этом случае цены резко скакнут вверх, поскольку буферного запаса нефти уже не будет. Как мы упоминали, прогнозируемый экономический рост сам по себе может привести к тому, что спрос будет расти быстрее предложения. Другим инициирующим фактором могут стать перебои в поставках — это происходит время от времени. В число возможных причин входят следующие: мощный ураган в Мексиканском заливе, беспорядки в дельте Нигера, социальная нестабильность в Венесуэле, осложнение политической ситуации на Ближнем Востоке.
Если этот новый скачок цен все-таки произойдет, он может повлиять на характер мирового потребления сильнее, чем предполагают руководители большинства компаний (см. схему). Прежде всего, замедлится рост мировой экономики, что, в свою очередь, немедленно приведет к сокращению спроса на нефть. Кроме того, вскоре проявятся некоторые изменения в моделях поведения, например снизится объем автомобильных, воздушных и морских перевозок. Если высокий уровень цен сохранится более продолжительное время, он может вызвать еще ряд структурных изменений. В частности, люди начнут пользоваться альтернативными видами транспорта или даже искать работу ближе к месту жительства, компании станут отказываться от оффшорной деятельности и переносить цепочки поставок ближе к основному местоположению, вместо авиаперелетов будут все шире применяться видеоконференции, а в сфере грузовых перевозок будут использоваться виды транспорта, которые обеспечат экономию нефтепродуктов.
Поскольку для таких преобразований потребуется определенное время, высокий уровень цен на рынке может сохраняться даже в течение нескольких лет, а не месяцев. В этих условиях ускорится развитие других тенденций, сочетание которых может привести к дополнительному сокращению спроса. Иначе говоря, высокий уровень цен, сохраняющийся продолжительное время, вызовет более резкую реакцию частных и коммерческих потребителей и государственных структур, а также ускорит переход к экономической модели, в которой зависимость от нефти будет ослаблена. Если высокие цены на нефть продержатся в течение периода от года до трех лет, этого может оказаться достаточно, чтобы государства быстрее развивали стандарты топливной экономичности и стимулировали производителей автомобилей к приведению планов разработки продукции в соответствие с новыми законодательными требованиями. В конечном итоге все эти меры обеспечат более динамичное повышение эффективности и могут способствовать скорейшему распространению электромобилей.
Высокие цены, сохраняющиеся продолжительное время, также могут способствовать инвестициям в инфраструктуру, необходимую для эксплуатации электромобилей или других транспортных средств, работающих на альтернативном топливе (например, на природном газе или водороде). Такие инвестиции могут сказаться на спросе на нефть для грузовых и легковых автомобилей, а также для морского транспорта. Более того, очень высокие цены на нефть будут способствовать активному повышению энергоэффективности на всех этапах цепочки поставок. В этом случае также сократится объем использования упаковочных полимеров, соответственно, снизится спрос на нефть в химической промышленности. Важную роль в этих преобразованиях могут сыграть дополнительные действия государственных органов, связанные с более строгим регулированием в области использования полимерных материалов или субсидированием, направленным на сокращение первоначальных затрат потребителей, вызванных отказом от применения нефтяного топлива для отопления жилья.
Конечно, совокупность рассмотренных процессов в сочетании с замедлением роста мировой экономики сделает свой вклад в снижение цен на нефть. Рост объемов предложения также сыграет свою роль. Рост мощностей ОПЕК[4] в период до 2020 г. может опережать прогнозируемые на сегодняшний день показатели примерно на 2 млн баррелей в день, а благодаря новым инвестициям в зрелые месторождения темп истощения месторождений может снизиться, что позволит увеличить суточный объем добычи еще на 1—2 млн баррелей. Кроме того, благодаря дополнительным инвестициям в нетрадиционные месторождения, например нефтеносные пески, объем предложения нефти может увеличиться предположительно на 1—2 млн баррелей в день. В сфере биотоплива также есть потенциал роста. Однако с учетом времени, которое потребуется для реализации некоторых из существующих возможностей, и риска быстрой потери рентабельности в случае падения цен на нефть реакция со стороны поставщиков будет более медленной и осторожной, чем со стороны потребителей.
В конечном итоге, когда будут приняты все описанные выше меры, направленные на повышение эффективности и увеличение добычи, в мире снова установится равновесие и появятся значительные избыточные мощности. Поэтому со временем — к 2020 г. или, возможно, позже — цены упадут ниже диапазона 80—100 долл. за баррель. Впрочем, если вспомнить, насколько медленно будут происходить многие изменения со стороны спроса, до тех пор разумно ожидать, что в мировой экономике грядет продолжительный период нестабильности, сопровождающейся высоким уровнем цен.
Подготовка к непредвиденным обстоятельствам
При реализации описанного выше кризисного сценария валовая выручка и чистая прибыль многих компаний могут сильно пострадать из-за стабильно высоких цен на нефть. Однако в условиях высоких цен у компаний также появится возможность выделиться на фоне конкурентов, которые недостаточно хорошо адаптировали бизнес-модель и структуру расходов к новым условиям. Компании, которые будут действовать сообразно принципам передового опыта в сфере эффективного использования ресурсов, смогут извлечь немалую выгоду из продолжительного периода высоких цен на нефть. В частности, бизнес поставщиков новых технологий будет расти быстрее, чем при более низких ценах. В качестве примеров таких технологий можно привести следующие: аккумуляторы для электромобилей, оборудование для горизонтального бурения и других нетрадиционных способов добычи нефти, установки для производства биотоплива, теплоэнергетическое оборудование для промышленного использования.
Часто такие компании будут выступать в роли поставщиков или партнеров более крупных фирм, например нефтяных компаний, которым необходимы технологии для нетрадиционных способов добычи; автопроизводителей, стремящихся создать идеальный автомобиль будущего; химических компаний, которые хотят получить доступ к новым источникам сырья. В долгосрочной перспективе возникает интересный вопрос: какие компании займут наиболее выгодные ниши в новой энергетической системе?
Не менее интересно, каким образом повлияют на управление компаниями косвенный эффект и эффект обратной связи, которые проявятся при этом жестком столкновении. Например, наш анализ показывает, что даже если впоследствии случится спад цен, то компании, пошедшие по пути сокращения своей зависимости от нефти, вряд ли пожалеют о том, что выбрали такую стратегию. Одна из причин заключается в том, что реализация многих из этих стратегий экономически целесообразна уже при сегодняшнем уровне цен. Если цены будут высокими, они привлекут внимание потребителей, коммерческих и правительственных организаций в достаточной степени, чтобы обеспечить распространение многих рентабельных инвестиционных проектов, которые в настоящее время не реализуются по причине нежелания менять привычную модель поведения. В такой ситуации ускорятся процессы преобразования основных фондов, причем рентабельность сохранится даже в том случае, если цены вновь снизятся.
Кроме того, многие технологии могут стать значительно дешевле по мере освоения их поставщиками и увеличения спроса. Например, к таким технологиям относятся аккумуляторы для электромобилей, высокоэффективные двигатели внутреннего сгорания и некоторые биотопливные технологии, в частности с применением целлюлозы и, возможно, водорослей. В условиях высоких цен увеличатся потоки капитала, направленные на развитие этих технологий, что будет способствовать более широкому их распространению. Если сравнивать со сценарием, при котором сохраняется низкий уровень цен на нефть, то время, необходимое для того, чтобы такие технологии стали экономически привлекательными, сократится на пять или даже десять лет. Благодаря сокращению сроков достижения экономической привлекательности технологии могут остаться рентабельными, даже если цены на нефть впоследствии упадут.
Действительно, поразительная особенность резких колебаний цен на энергоносители, которую часто недооценивают, — это нелинейность эффекта таких колебаний. Возьмем в качестве примера электромобили. Если цены на нефть будут сохраняться на уровне 150 долл. за баррель продолжительное время, то рынок аккумуляторов для электромобилей, вероятно, будет в пять — десять раз больше, чем при цене 100 долл. за баррель. Крайние случаи, подобные этому, очень редко в достаточной мере учитываются в процессах корпоратив ного планирования. Между тем реализация именно таких сценариев порождает многие из наиболее интересных возможностей и серьезных угроз для бизнеса. В ближайшие годы компании, которые наладят корпоративные процессы и сформируют навыки, необходимые для тщательного анализа более широкого и разнообразного спектра возможных результатов, получат значительное преимущество по сравнению с конкурентами.
***
Вполне вероятно, что в долгосрочной перспективе эти структурные преобразования принесут пользу на глобальном уровне: благодаря им снабжение энергетическими ресурсами и уровень цен на них станут более предсказуемыми и стабильными. Однако управление преобразованиями будет связано с рядом трудностей, а для получения результата потребуется хорошая подготовка. Сейчас пришло время, когда компаниям пора начинать готовиться к вероятному новому скачку цен и мощной ответной реакции рынка.
[1] Для простоты в настоящей статье в большинстве случаев термин «нефть» подразумевает «жидкие углеводороды», к которым относятся все жидкие виды топлива, получаемые из сырой нефти, природного и иного газа и угля, а также биотопливо.
[2] Согласно нашему базовому сценарию, в период с 2010 по 2020 г. мировая экономика будет расти на 3,0—3,5% в год, как прогнозируют сегодня многие аналитики. При этом уровень цен на нефть в указанный период не будет существенно превышать 100 долл. за баррель.
[3] В основе глобальной энергетической концепции McKinsey лежит всестороннее моделирование различных сценариев в отношении следующих факторов: экономический рост, спрос на энергоносители (15 отраслей в 20 регионах) и динамика предложения энергоносителей (охватывает не только нефть, добываемую традиционными способами; в целом включает 34 различных вида топлива). Конечно, описанные в настоящей статье сценарии плавных структурных преобразований и резкого нарушения баланса — отнюдь не единственные возможные варианты развития событий. К числу других относятся сценарий, предусматривающий затяжную экономическую стагнацию, а также промежуточный сценарий, в рамках которого цены остаются высокими (допустим, в диапазоне от 100 до 125 долл. за баррель), а рост спроса замедляется настолько, что скачок цен на нефть становится невозможным (при отсутствии серьезных перебоев с предложением).
[4] Организация стран — экспортеров нефти.
Скотт Найквист (Scott Nyquist) — старший партнер McKinsey, Хьюстон
Окко Рулофсен (Occo Roelofsen) — партнер McKinsey, Хьюстон
Том Янссенс (Tom Janssens) — партнер McKinsey, Хьюстон
Регистрация
Оставить комментарий