Чтобы обеспечить стабильный рост на протяжении всего периода своей работы, предприятиям необходимо не только заботиться об уже существующем бизнесе, но и анализировать перспективы дальнейшего развития. В книге «Алхимия роста» (The Alchemy of Growth)[1] представлена модель трех горизонтов роста, с помощью которой можно оценить возможности для развития компании, не забывая при этом об эффективности ее текущей деятельности.

Горизонт 1 охватывает те важнейшие направления бизнеса, которые в первую очередь ассоциируются с названием компании и обеспечивают наиболее высокие показатели прибыли и денежных потоков. В этом сегменте основные усилия следует сосредоточить на повышении эффективности с целью максимального увеличения имеющейся полезной стоимости. Горизонт 2 включает в себя новые возможности развития, в том числе для растущих предприятий, которые способны обеспечить существенную прибыль в будущем, хотя для этого могут понадобиться значительные инвестиции. Горизонт 3 ориентирован на воплощение в жизнь тех идей, которые дают реальный шанс добиться увеличения прибыли в более отдаленной перспективе. Это могут быть, например, небольшие проекты (НИОКР, пилотные программы или миноритарное участие в капитале новых предприятий). Интервал времени, отображенный на оси X, не следует истолковывать как прямое указание на то, когда именно нужно сосредоточивать внимание на соответствующем аспекте — прямо сейчас, позже или гораздо позже. Работа должна вестись на всех трех горизонтах одновременно. В действительности этот интервал отражает циклы развития бизнеса, который со временем становится все более зрелым и постепенно переходит из горизонта 2 в горизонт 1 или из горизонта 3 в горизонт 2. На оси Y представлен рост полезной стоимости, которого способна добиться компания, действуя параллельно на всех трех горизонтах. Эта модель по-прежнему сохраняет свою актуальность, особенно в периоды нестабильности. Насущные проблемы бизнеса на горизонте 1 способны легко заслонить собой все прочие мероприятия, имеющие большое значение для формирования будущего компании. В этой связи руководители высшего звена могут использовать модель трех горизонтов в качестве общего плана, позволяющего оптимально распределить усилия и капиталовложения между текущей деятельностью предприятия и перспективами его дальнейшего развития.

[1] Mehrdad Baghai, Stephen Coley, and David White. The Alchemy of Growth. N.Y.: Perseus Publishing, 1999