Одним из основополагающих методов, позволяющих проанализировать динамику ценообразования, является построение кривой отраслевых затрат — широко используемого в микроэкономике вида графиков, на которых схематично отображается доступный объем мощностей для производства того или иного продукта с определенным шагом увеличения затрат.

Во многих случаях цена на конкретный продукт определяется двумя факторами: уровнем спроса на него и объемом затрат следующего доступного поставщика. В теории использование кривой отраслевых затрат позволяет компаниям предсказать, как повлияют на рыночную цену объем доступных мощностей, изменение спроса и стоимость факторов производства. Однако на практике из-за целого ряда обстоятельств картина оказывается далеко не такой четкой и ясной, как хотелось бы. Есть ли у конкурентов выход на те или иные рынки? Повлияет ли реинвестиро вание прибыли в разработку продукта на экономические характеристики рынка? Различается ли реальная или предполагаемая полезная стоимость продукта в зависимости от потребительского сегмента? Сталкиваясь с такими сложностями, многие компании до 1980-х годов полагались в вопросах ценообразования исключительно на «интуицию».

В начале 1980-х годов консультанты компании McKinsey стали искать пути решения этих проблем. Они определили важные переменные, используемые для построения кривой отраслевых затрат, а также методы ее применения для анализа реальной конкурентной среды. С помощью линейного программирования удалось разработать несколько вариантов анализа для отдельных продуктов, потребителей и регионов, что позволило выделить ряд упрощенных рыночных ситуаций, для которых можно было построить кривую отраслевых затрат. Путем сравнительной оценки компромиссных решений любая компания может при разработке стратегии исходить из таких параметров, как прогнозный уровень рыночной цены, факторы, влияющие на прибыль, и действия конкурентов.

Построение кривой отраслевых затрат позволяет анализировать вопросы ценообразования при помощи строго научных методов микроэкономики, но при этом для получения наиболее важных выводов по-прежнему требуется виртуозное мастерство. Кривая отраслевых затрат лучше всего подходит для анализа цен на массовые товары, но при этом ее также можно использовать в тех областях, в которых существуют количественно измеримые различия в полезной стоимости — например, различия, зависящие от продолжительности морской транспортировки. Опыт построения кривой отраслевых затрат для решения проблем, связанных с изменением климата, показывает, что этот метод по сей день остается эффективным и актуальным. Схематическое отображение затрат на проведение различных мероприятий по сокращению выбросов CO2 облегчает выбор наиболее рентабельных вариантов.