В то же время нельзя забывать, что слияния и поглощения далеко не всегда оканчиваются успехом. Даже беглый взгляд на историю процесса позволяет ясно понять, что M&A — опасная «игрушка»: целеустремленным и волевым компаниям слияния и поглощения помогали перекраивать под себя мир, недальновидных неизменно приводили к краху. Российские компании позже других вступили на путь слияний и поглощений, и у них есть редкая возможность не повторить чужих ошибок.

В российской прессе большинство статей по этой тематике посвящено юридическим и финансовым аспектам сделок, но они игнорируют такие вопросы, как стратегическая подготовка сделки и управление интеграцией компаний. В этом номере «Вестника McKinsey» мы как специалисты в управленческом консалтинге сконцентрировались именно на этих моментах, потому что они становятся актуальными в современной России.

Для многих российских компаний, владеющих активами в разных отраслях, вопрос выбора модели и направления экспансии стоит очень остро. В первой статье номера — «Наука поглощений» — мы рассказываем о принятых в мире подходах к определению направления слияний, поглощений и продажи активов, а также оптимальной степени диверсификации, и даем рекомендации российским компаниям, планирующим развивать практику слияний и поглощений.

Вторая статья — «Путеводитель по слиянию» — описывает основные принципы проведения интеграции и показывает, как выбрать безопасный маршрут объединения.

Ни один менеджер намеренно не допустит исчезновения материальных активов. Но человеческий капитал — самый прибыльный актив в современной экономике — в период слияния часто остается бесконтрольным, и лучшие люди уходят из компании. Авторы статьи «Человеческий фактор в слияниях» рассказывают, как наладить работу с сотрудниками, чтобы к концу сделки компания не оказалась обескровленной.

Статья «На равных с сильнейшими» напоминает, что слияние — не единственный способ сэкономить на масштабах, приобрести ноу–хау и получить доступ на новые рынки. Все большую популярность в мире получают альянсы. Актуальный для России аспект этой проблемы — альянсы с компаниями из развитых стран. Наш опыт показывает, что стороны часто недооценивают риски, культурные и экономические отличия контрагента, в результате возникают конфликты. Авторы статьи рассказывают, как формировать стратегию отношений с более сильным контрагентом и как действовать на новом рынке.

На страницах этого выпуска «Вестника» мы продолжаем тему корпоративного управления. Если в прошлом номере прежде всего обосновывалась необходимость создания и развития в России систем эффективного корпоративного управления, то сейчас мы в основном сконцентрировались на практических аспектах строительства таких систем. Статья «Ближе к стандартам» рассказывает о принятых в развитых странах моделях корпоративного управления и о специфике российской практики. Статью «Курс на реформы» наши американские коллеги написали по результатам исследования, проведенного после скандалов вокруг крупнейших корпораций США. Исследование выявило основные пороки системы американского корпоративного управления и наметило общие направления реформы.

В будущем мы будем возвращаться к теме слияний, поглощений, альянсов и подробнее рассмотрим механизм интеграции компаний.