Первая статья, «Искусство расставаться», написанная сторонниками бихевиористского подхода в менеджменте, рассматривает типичную ситуацию: руководство компании не может закрыть убыточный проект, продолжая вкладывать в него все новые и новые деньги. Зачастую причиной такой ситуации становятся психологические ловушки. К счастью, есть методики, в том числе успешно применяемые фондами прямых инвестиций, которые помогут руководству компаний вовремя принимать правильные решения.

Слияния и поглощения — одна из самых обсуждаемых российским бизнес–сообществом тем. Авторы статьи «Уроки поглотителей» изучили практику слияний и поглощений наиболее активных американских компаний и выявили факторы, которые предопределяют успех покупателей. Один из важных выводов: не стоит воспринимать слияния и поглощения как самодостаточную стратегию компании.

Руководители многих публичных компаний, чтобы соответствовать ожиданиям инвесторов, стремятся максимизировать краткосрочные показатели, но обескровливают свои организации и готовят им незавидное будущее. В статье «Создание здоровой корпорации» говорится о необходимости уравновешивать краткосрочную эффективность и долгосрочную устойчивость бизнеса. И инвесторы оценят эти усилия.

Авторы статьи «Корпоративный рынок профессионалов» предлагают крупным организациям свой рецепт решения проблемы профессионального развития специалистов. В таких компаниях сотрудники нередко оказываются заложниками «удельной» организационной структуры с ее закрытыми границами, а менеджеры не могут при необходимости найти нужных людей. Некоторые компании успешно борются с этой проблемой, создавая свои рынки кадров.

Завершает подборку материалов о стратегии яркое, отчасти провокационное интервью профессора Лондонской школы бизнеса, руководителя кафедры стратегии и международного менеджмента Константиноса Маркидеса. Профессор рассуждает о стратегических проблемах современных компаний и излагает нетрадиционный взгляд на традиционные проблемы.

Второй блок статей посвящен автомобильной промышленности. «Обгон разрешен» представляет результаты проведенного McKinsey анализа ситуации в автомобильной отрасли развивающихся стран и прогнозы развития автопрома в России. Выводы исследования говорят о том, что везде, где было свое автомобильное производство, местные компании в новых условиях глобальной экономики укрепляются и достойно конкурируют с международными автоконцернами. Нет оснований полагать, что аналогичный сценарий развития событий невозможен и для России.

Авторы статьи «Не только шнуры и карточки» рассматривают истинные причины успеха производственной системы Toyota. Они убеждены, что все дело не в конкретных производственных методиках, а в фундаментальных принципах культуры компании.

Йохен Бербнер (Jochen Berbner) — младший партнер McKinsey, Москва
Геннадий Газин — директор McKinsey, Москва