Многие компании по привычке сосредоточивают свое внимание на формальных составляющих преобразований: инструментах, нормативных документах, официальных целях. Менее осязаемые аспекты — корпоративная культура, наличие навыков и знаний, правильная мотивация, подходы к принятию решений — исторически получали меньше внимания. Такие вопросы разрешались опытным путем на основе опыта руководителей. Вместе с тем работать с этими тонкими материями можно системно и эффективно. В мире имеется множество примеров того, как, применяя системный подход, компании ощутимо меняли систему ценностей сотрудников, повышали качество проводимых встреч, эффективность использования механизмов делегирования полномочий, приводили мотивацию сотрудников в соответствие с интересами акционеров и стратегическими задачами компании и достигали успешных изменений в других трудных областях. С нашей точки зрения, время системных программ преобразований культурно-психологических аспектов управления назрело и в России, и в СНГ. В новом номере «Вестника» мы собрали материалы по лучшей мировой практике в этой области и постарались рассказать, где и как именно, по нашему мнению, эти методы следует применять с учетом реалий отечественных организаций.

Виталий Клинцов — управляющий партнер по России McKinsey, Москва
Владимир Кулагин — партнер McKinsey, Москва