Как показывают результаты исследования, проведенного компаний McKinsey[1], по мере восстановления экономики после мирового кризиса приоритетность научно–исследовательской деятельности в стратегических планах развития компаний резко повысилась. В среднем четверо из десяти респондентов заявили, что в 2010 г. по сравнению с прошлым годом в их компаниях увеличился бюджет, выделенный на НИОКР, и повысился уровень активности в сфере научно– исследовательских разработок. Более того, руководители компаний настроены крайне оптимистично и полагают, что мероприятия в этой сфере, реализованные во время экономического кризиса, обеспечат надежный фундамент для развития компаний в ближайшие три — пять лет.

Таковы, среди прочего, результаты опроса, целью которого было выяснить, что руководители высшего звена думают о ситуации, сложившейся на сегодняшний день в сфере НИОКР, а также какие действия предпринимали во время кризиса подразделения их компаний, занимающиеся научно–исследовательскими разработками, какой опыт они приобрели и каким образом на них сказался недавний экономический спад.

Основываясь на результатах исследования, можно утверждать, что оптимизм руководителей компаний небезоснователен. Многие респонденты утверждают, что в 2009 г. в их компаниях был проведен ряд преобразований, касающихся организационной модели подразделений НИОКР, их инфраструктуры и процессов, и в дальнейшем они рассчитывают сохранить преимущества, полученные в результате этих преобразований. Также руководители компаний намерены отказаться от ограничений, которые были целесообразны во время кризиса, однако утратят актуальность в долгосрочной перспективе. Тем не менее многие респонденты опасаются, что меры по сокращению затрат на НИОКР, принятые ими в 2009 г., будут иметь неблагоприятные последствия, в частности повлекут за собой ослабление кадрового потенциала, а также сокращение доли рынка вследствие отказа от целого ряда исследований, связанных с разработкой инновационных продуктов.

Руководители компаний, получавших наиболее существенные преимущества за счет инновационных разработок, напротив, настроены весьма оптимистично. Они сокращали объемы НИОКР в гораздо меньшей степени — даже в самый тяжелый период кризиса. Для них кризис был скорее возможностью сохранить — или даже упрочить — свое превосходство в долгосрочной перспективе, когда тенденции развития мировой экономики станут более благоприятными.

Восстановление сектора НИОКР

Стратегическая важность НИОКР возрастает по мере стабилизации экономической ситуации. Около 60% руководителей заявляют, что научно–исследовательские разработки займут самое приоритетное место в плане развития их компаний на ближайший год или, по крайней мере, войдут в тройку наиболее приоритетных задач. Для сравнения: годом ранее такой ответ на этот вопрос дали только 47% респондентов.

40% руководителей заявили, что в 2010 г. бюджет их компаний, выделенный на НИОКР, будет превышать или даже значительно превышать бюджет, выделенный на аналогичные цели в 2009 г. На этот же вопрос, заданный в 2009 г., только 20% респондентов ответили, что их компании предположительно увеличат инвестиции в научно–исследовательские разработки по сравнению с предыдущим годом. Кроме того, в 2010 г. вдвое больше участников опроса сообщили, что их компании планируют расширять деятельность в сфере НИОКР (44% по сравнению с 22% в прошлом году).

Несмотря на увеличение объема финансирования НИОКР и на расширение деятельности в этой области, большинство компаний придерживаются выжидательной позиции в вопросах кадровой политики. Относительно немного респондентов заявили, что их компании нанимают или увольняют сотрудников, занимающихся научными разработками и исследованиями. Наиболее распространенной моделью кадровой политики в настоящее время является удержание кадров (см. схему 1).

Управление бизнесом во время кризиса

Руководители компаний признают, что приостановление, сокращение или прекращение инвестиций в научно–исследовательские разработки может отрицательно сказаться на конкурентоспособности их бизнеса в долгосрочной перспективе. Тем не менее 42% респондентов заявили, что их компании в 2009 г. сократили бюджет на НИОКР. Скорее всего, эта мера является вынужденной и отражает политику компаний, к которой им пришлось прибегнуть, чтобы выжить в условиях недавнего экономического кризиса. Кроме того, если сравнить меры, принятые компаниями весной 2009 г. (на момент проведения первого опроса компании McKinsey) и в конце того же года, то становится очевидно, что для многих организаций, ведущих научно–исследовательские разработки, с течением времени ситуация постоянно ухудшалась. К концу года гораздо больше компаний приняли решение отказаться от реализации проектов в сфере НИОКР, приостановить их финансирование или прекратить набор персонала (см. схему 2).

Некоторые компании в течение ближайших лет будут ощущать неприятные последствия этих решений. Многие руководители, чьи компании сокращали затраты на НИОКР, признают, что эти меры в ближайшие три — пять лет будут иметь негативный эффект. По мнению респондентов, с наибольшей вероятностью их могут ожидать такие проблемы, как сокращение доли рынка, отставание от конкурентов по уровню технологической базы, потеря знаний, накопленных компанией, а также ухудшение морального состояния сотрудников (см. схему 3).

В то же время многие компании использовали кризис как возможность для повышения дисциплины в подразделениях НИОКР, преобразования их организационной модели, инфраструктуры и процессов. Наиболее распространенными мерами стали: повышение степени ответственности сотрудников за результаты работы и расходы компании, укрепление сотрудничества с подразделениями НИОКР в других организациях, более активное использование мировых ресурсов и оптимизация важнейших процессов в сфере НИОКР. Цель всех перечисленных мер — создание надежного фундамента для эффективной разработки инноваций в долгосрочной перспективе (см. схему 4).

Каковы ближайшие перспективы в сфере НИОКР?

Большинство респондентов, чьи компании в 2009 г. проявили дальновидность и провели перечисленные на схеме 4 преобразования, намерены сохранить  полученные преимущества в течение ближайших трех — пяти лет. Напротив, преобразования, направленные исключительно на сокращение затрат, особенно расширение существующих продуктовых линеек и реализация краткосрочных проектов, скорее всего, не будут последовательно проводиться в ближайшем будущем. Этот результат исследования отражает сложность ситуации, в которой компании оказались в разгар кризиса и которая вынудила их прибегнуть к экстренным мерам, обеспечивающим только краткосрочные результаты.

Вне зависимости от того, какие мероприятия проводились в 2009 г., респонденты в целом продемонстрировали весьма оптимистичный настрой — возможно, даже слишком оптимистичный. Две трети респондентов уверены, что их компании смогут превзойти конкурентов в ближайшие три — пять лет благодаря мероприятиям в сфере НИОКР, реализованным в течение 2009 г. Наибольший оптимизм демонстрируют руководители, чьи компании не сокращали затраты на научно–исследовательские разработки в прошлом году: 81% из них полагают, что смогут добиться успеха в конкурентной борьбе благодаря реализованным мероприятиям в сфере НИОКР. Для сравнения — среди руководителей компаний, в которых проводились сокращения расходов на научно–исследовательские разработки, только 52% респондентов настроены столь же оптимистично.

В ответ на вопрос о целях, которые ставят перед собой компании в 2010 г., респонденты, как правило, описывали более долгосрочные задачи — например создание новых или совершенствование существующих продуктов и услуг с целью удовлетворения растущих потребностей клиентов или получения конкурентных преимуществ (см. схему 5).

Сильный становится сильнейшим

Одним из важнейших аспектов опроса, проведенного в прошлом году, было тщательное изучение ответов успешных руководителей, чьи компании извлекли максимальные преимущества из развития НИОКР и добились лучших по выборке результатов в сфере разработки инноваций. Опрос, проведенный в этом году, также предполагал тщательный анализ ответов подобных респондентов. В группу респондентов, подпадающих под это определение, вошли руководители, которые заявили, что их компании достигли более высоких темпов органического роста, чем компании–конкуренты, и что этот рост не менее чем на 30% обусловлен внедрением новых продуктов, разработанных корпоративными подразделениями НИОКР без привлечения сторонних ресурсов.

Между стратегией дальнейшего развития компаний, добившихся успеха в сфере НИОКР, и стратегией всех остальных компаний есть заметные различия. В частности, компании, успешно внедряющие инновации, не более, чем остальные компании, склонны расширять деятельность в сфере НИОКР в течение 2010 г., однако они в полтора раза активнее остальных компаний заключают долгосрочные договоры, чтобы максимально эффективно использовать будущие возможности роста.  Примерно такое же соотношение наблюдается между вероятностью, с которой разные компании будут формировать свой портфель продуктов из инновационных разработок: среди руководителей компаний, успешно внедряющих инновации, на соответствующий вопрос положительно ответили 26% респондентов, в то время как среди руководителей остальных компаний — только 15%.

Также следует отметить, что, согласно результатам исследования, компании, успешно внедряющие инновации, больше внимания уделяют вопросам работы с персоналом, занятым в области НИОКР. В частности, их руководители существенно чаще, чем руководители всех остальных компаний, отвечали, что в их организациях прилагаются значительные усилия по удержанию кадров (40% респондентов по сравнению с 29%). Большинство компаний, успешно внедряющих инновации, не сокращали расходы на НИОКР в 2009 г. (такой ответ дали 63% респондентов; для остальных компаний этот показатель составляет 53%), однако руководители тех компаний, которые проводили сокращение бюджета на научно–исследовательские разработки, сильнее опасаются таких неблагоприятных последствий, как ухудшение качества кадрового потенциала в сфере НИОКР, потеря знаний, накопленных компанией и ухудшение морального состояния сотрудников.

И наконец, компании, добившиеся успеха в сфере НИОКР, существенно активнее остальных компаний ведут преобразования в двух областях операционной деятельности, связанных с долгосрочными инвестициями: они стремятся к оптимизации важнейших процессов и к расширению инфраструктуры в сфере научно–исследовательских разработок (см. схему 6).

Рекомендации на будущее

  • Опыт показывает, что удержание имеющихся кадров — мудрая политика. Однако, по результатам исследования, доля компаний, уделяющих достаточно внимания этому вопросу, составила лишь 30%. Слишком часто компании выпускают этот аспект из виду или просто оказываются неспособны удерживать ключевых сотрудников по мере стабилизации экономической ситуации. Дальновидные работодатели в настоящий момент должны рассмотреть краткосрочную возможность привлечения лучших специалистов из конкурирующих компаний, которые не смогли вовремя сориентироваться в ситуации и не приняли своевременных мер по удержанию кадров.
  • Несомненно положительным является тот факт, что многие компании намерены сохранить повышенную степень ответственности сотрудников за расходы на научно–исследовательские разработки, а также развивать сотрудничество с подразделениями НИОКР в других организациях. Такой подход неизменно способствует прекращению малорентабельных проектов, что в свою очередь позволяет высвободить ресурсы для разработки новых интересных идей. Кроме того, опыт показывает, что идеи, разработанные в сотрудничестве с заказчиком и при участии специалистов из других организаций, всегда оказываются более перспективными.

Руководителям компаний следует обратить особое внимание на то, какое место в политике компаний, успешно внедряющих инновации, отводится оптимизации важнейших процессов и расширению инфраструктуры в сфере научно–исследовательских разработок. Внедрение «бережливых» процессов и развитие эффективной инфраструктуры в любом случае способствуют более успешной разработке инноваций. Однако особенно целесообразным этот подход может оказаться сегодня для компаний из Европы, США и других стран с высоким уровнем цен на факторы производства, поскольку в настоящее время они столкнулись с новыми конкурентами из стран Азии и других регионов, где цены на ресурсы существенно ниже.

[1]  В опросе, проведенном McKinsey Quarterly в марте 2010 г., приняли участие 532 представителя высшего руководства компаний со всего мира. Область специализации всех респондентов — руководство научно–исследовательскими разработками. Чтобы скорректировать разницу в коэффициенте участия респондентов, все данные взвешены по объему ВВП соответствующих стран.

Кристи Барретт (Christie W. Barrett) — консультант McKinsey, Детройт
Крис Муссо (Chris Musso) — младшего партнера McKinsey, Кливленд
Асутош Падхи (Asutosh Padhi) — партнер McKinsey, Чикаго