Даже в век глобализации и развития средств связи руководители компаний по–прежнему ценят преимущества территориальной близости. В немецком городе Вольфсбург автоконцерн Volkswagen (VW), местные власти и компания McKinsey вместе создают региональный экономический кластер — размещенное на одной территории сообщество компаний и смежных организаций, которые специализируются на технологиях в определенной сфере. Цель проекта — подтолкнуть молодые высокотехнологичные компании и поставщиков к тому, чтобы они обосновывались в непосредственной близости к VW. В случае успеха проекта к 2003 г. в регионе появится 10 тыс. новых рабочих мест [1], то есть безработица снизится вдвое.

На родине крупнейшего в мире автомобильного завода партнеры основали технологический центр, ориентированный на автопром. Закладывая основы корпоративного «гражданства», Volkswagen надеется, что создание энергичного делового сообщества и сотрудничество с местными поставщиками принесет компании дополнительную выгоду. А городские власти хотят таким образом снизить высокий уровень безработицы в регионе и оживить пришедшую в упадок сферу услуг и розничной торговли. На данный момент Volkswagen и местные власти вложили в проект около 12 и 10 млн долл. соответственно.

Город Вольфсбург находится в 160 км к западу от Берлина, неподалеку от бывшей границы с Восточной Германией. Компания VW — типичное градообразующее предприятие: больше половины трудоспособного населения, а это около 50 тыс. человек, работают на заводах и в офисах VW (см. схему 1). В Вольфсбурге — на родине немецкого экономического чуда и легендарного автомобиля «жук» — в последние годы неуклонно сокращалось количество рабочих мест. К концу 1990–х уровень безработицы достиг 18%. Чтобы изменить ситуацию, в начале 1998 г. Фердинанд Пих, тогдашний председатель совета директоров VW, возглавил проект, призванный подтолкнуть экономический рост в регионе. Так была запущена программа AutoVision.

Создание кластера

Экономические кластеры известны с древности: уже тогда в городах существовали кварталы ремесленников. Примеры стихийного роста кластеров легко найти и в не столь далеком прошлом — это, например, производство игрушек в Нюрнберге, империя кино в Голливуде и, конечно, индустрия высоких технологий в Кремниевой долине. Техническое развитие идет быстрее, если поставщики, покупатели, сотрудники и исследователи лично взаимодействуют друг с другом, — в этом убедились многие компании. Кроме того, оказалось, что при территориальной близости снижаются трансакционные издержки. Когда в одном кластере собраны талантливые специалисты, сконцентрированы торговые связи, отраслевые знания и капитал, нацеленный на все новое, образуется питательная среда для инноваций и роста. В результате успех одной из компаний кластера способствует увеличению добавленной стоимости всей сети.

Самое главное при создании кластера — привлечь средства сторонних компаний и стимулировать появление новых предприятий. Решать эту задачу программа AutoVision предлагает с помощью четырех инструментов. Первый — своего рода инновационный «питомник» для компаний–новичков. По мере формирования местного делового сообщества эти компании могут обмениваться знаниями и информацией о потенциальных инвестиционных проектах. Здесь же ежегодно проходят общенациональные конкурсы проектов, точнее, их бизнес–планов, что привлекает в Вольфсбург молодые компании со всей страны и способствует заключению сделок [2].

Второй инструмент — так называемый парк поставщиков. В его рамках существует объединенный инженерный центр, где специалисты поставщиков вместе с инженерами Volkswagen разрабатывают новые модели и компоненты. Партнеры, которые стали бы членами парка поставщиков, тщательно отбирались в соответствии с общей стратегией. Первоначально в Volkswagen изучили 7 тыс. поставщиков, из них заслуживающими интереса были признаны около тысячи — при этом учитывались специфика или частота их взаимодействия с VW. Вскоре из этого списка осталось 200 компаний: работа с ними обещала наибольший синергетический эффект. Затем их число было сокращено до 50 — это те, кто ясно представлял себе свое дальнейшее развитие. Интерес к идее Volkswagen выразили 20 компаний, и в итоге по прошествии двух лет с начала проекта в Вольфсбурге обосновались 12 компаний. Таким же образом концерн искал партнеров для объединенного инженерного центра.

Третий инструмент — агентства по подбору персонала. Они должны обеспечить новые рабочие места, созданные благодаря программе AutoVision, местными трудовыми ресурсами. На агентства возлагается большая ответственность: они должны помочь региону преодолеть многолетнюю безработицу и снизить напряженность на немецком рынке труда, привлекают новых талантливых специалистов в Вольфсбург.

Четвертый инструмент — сфера услуг Вольфсбурга. Обычно внимание этому вопросу уделяется в последнюю очередь, если он вообще фигурирует в планах экономического развития, но идейные вдохновители программы AutoVision знали, что, не исправив положение в этой неблагополучной сфере, не удастся повысить качество жизни в Вольфсбурге и привлечь специалистов из других регионов. До запуска AutoVision в сфере услуг Вольфсбурга было занято всего 23% трудоспособного населения города, хотя в среднем по Германии — 51%. Центральным пунктом программы VW стал новый Autostadt (Город автомобилей) — туристический центр, в котором расположены демонстрационные залы VW, кинотеатр IMAX, музей автомобилестроения и пятизвездочный отель. Предполагается строительство научного центра и аквапарка.

Несмотря на все плюсы программы AutoVision, Volkswagen пришлось улаживать серьезные противоречия и в самой компании, и за ее пределами. Например, прежде чем активно заниматься развитием кластера, предстояло убедить инженеров компании и руководителей отдела закупок в том, что парк поставщиков не станет обузой и соперничество бизнес–планов будет способствовать появлению новых идей. Городские власти и политические партии боялись утратить контроль за ситуацией в регионе. Программа AutoVision преодолела многие препятствия: ее инициаторам удалось убедить все заинтересованные стороны в том, что все они так или иначе будут участвовать в проекте — в качестве членов управляющего комитета или поставщиков информации и предложений.

Результаты не заставили себя долго ждать

По данным на конец 2000 г., в Вольфсбурге было создано почти 2 тыс. новых рабочих мест, и за счет этого общее число рабочих мест в городе увеличилось на 3%. Новые вакансии для сотрудников самых разных уровней — от простых рабочих до инженеров высшей квалификации — отчасти появились в связи с переносом активности из других городов Германии, а две трети создавались с нуля. Большинство вакансий открылись в семи компаниях–поставщиках и в 60 новых компаниях (в основном высокотехнологичных, возникших в результате конкуренции бизнес–планов). К ним добавилось еще 510 производственных и инженерных должностей в 55 компаниях–поставщиках, привлеченных в Вольфсбург желанием сотрудничать с объединенным инженерным центром. Проект AutoVision способствовал снижению безработицы в городе с 18 до 10%.

В Германии, где безработица составляет около 9%, растет интерес к региональным экономическим кластерам. Вместе с местными властями крупнейшая немецкая металлургическая компания ThyssenKrupp запустила программу в  Дортмунде, расположенном на западе Германии. Другие примеры можно найти в землях Баварии, Северного Рейна — Вестфалии, Саксонии. Кроме того, VW намеревается распространить программу AutoVision на другие города в западной части Германии, такие как Кассель и Эмден.

***

Попытки властей создать экономические кластеры очень часто заканчивались неудачей, но модель, предполагающая участие крупнейших компаний региона, выглядит гораздо жизнеспособнее. Исследование растущих регионов Европы, проведенное McKinsey, говорит о том, что удачные проекты появляются в основном благодаря сотрудничеству государства и бизнеса, а проекты, которые власти реализуют самостоятельно, приносят гораздо более скромные результаты (см. схему 2).

Похоже, что среди руководителей бизнеса больше, чем среди правительственных чиновников, людей с деловым чутьем, необходимым, чтобы отбирать наиболее перспективные предложения. Кроме того, бизнесмены стратегически заинтересованы в том, чтобы проект не застопорился от недостатка внимания, и они обладают обширными связями, а значит, могут найти лучших деловых партнеров.

Но чтобы реализовывать программу экономического развития, руководителям бизнеса нужно выходить за пределы своих компаний и инвестировать в социальную сферу. Пойдя по этому пути, VW обнаружила, что в выигрыше оказываются все участники процесса (см. схему 3).

По словам Удо Вилли Кеглера, руководителя научно–исследовательского отдела VW, проект выгоден сразу трем сторонам. Молодые компании получают поддержку в Вольфсбурге уже на стадии выдвижения идеи. Город приобретает рабочие места. Для VW открывается больше возможностей доступа к новым идеям и технологиям.

[1] Статья была написана в 2001 г.

[2] Подробнее об этом см.: Anasgar Dodt, Lothar Stein, Sigurd Strack. Do–It–Yourself Silicon Valley. Using Business Plan Competitions to Spur Economic Development // The McKinsey Quarterly, 2001, специальный выпуск A New Era for Nonprofits, p. 42—49.

 

Питер Кралич (Peter Kraljic) — бывший сотрудник McKinsey
Мартин Стачти (Martin R. Stuchtey) — партнер McKinsey, Мюнхен
Томас Хойзер (Thomas Heuser) — бывший сотрудник McKinsey