Как выяснилось в ходе исследования, проведенного Глобальным институтом McKinsey (MGI), развивающиеся страны способны обеспечить себе значительную выгоду за счет повышения эффективности использования энергоносителей. В частности, в ближайшие 12 лет эти государства могли бы замедлить рост внутреннего спроса на энергоресурсы более чем в два раза — c 3,4 до 1,4% в год. В этом случае к 2020 г. объем потребления энергии в этих странах будет примерно на 25% ниже прогнозируемого в настоящее время уровня (см. схему 1). Разница между двумя показателями настолько велика, что превосходит текущее значение совокупного потребления энергии в Китае.
Не следует препятствовать политическим деятелям и компаниям из развивающихся стран, которые стремятся повысить энергоэффективность, из-за нынешнего ослабления экономики и падения цен на нефть, поскольку эти обстоятельства никак не влияют на долгосрочные прогнозы[1]. К 2020 г. исключительно за счет использования существующих технологий энергосбережения потребители и компании могли бы экономить около 600 млрд долл. в год. Инвестиции окупятся благодаря снижению расхода энергии после внедрения соответствующих технологий. Предприятия, которые станут первопроходцами в области энергоэффективности в своей стране, получат отличную возможность занять ведущее положение на мировом рынке «экологически чистых» товаров и услуг еще до того, как этот рынок достигнет стадии зрелости. Как показывает анализ, около 65% имеющихся возможностей для повышения энергоэффективности, обеспечивающих положительные показатели окупаемости инвестиций, относятся к развивающимся странам (см. схему 2).
Чтобы получить возможную выгоду за счет повышения энергоэффективности, в течение следующих 12 лет нужно будет обеспечить инвестиции в размере 90 млрд долл. в год — но это примерно лишь половина той суммы, которую развивающиеся страны потратили бы на обновление своей инфраструктуры в энергетической отрасли, чтобы не отставать от растущего потребления. При этом следует отметить, что на сегодняшний день с учетом более низких затрат на оплату труда стоимость инвестиций в повышение эффективности использования энергии в развивающихся странах оказывается в среднем на 35% ниже, чем в развитых странах.
В настоящее время после ряда неудачных попыток и на фоне нехватки информации развивающиеся страны опасаются принимать меры по повышению энергоэффективности, несмотря на высокую стоимость энергоресурсов. Основной сдерживающий фактор — это дефицит финансовых средств, особенно в случае с малоимущими домохозяйствами. Многие компании, у которых нет необходимости покупать энергоносители по рыночной цене, не заинтересованы в том, чтобы отыскивать единичные возможности для снижения расхода энергии и вкладывать в них средства. Кроме того, на фоне нынешней сложной конъюнктуры рынки ссудного капитала перетягивают на себя все средства, которые могли бы быть инвестированы в новые проекты, — даже если речь идет о вложениях в повышение энергоэффективности, которые не связаны с большими рисками.
По подсчетам MGI, более половины текущих различий в показателях энергоэффективности в отдельных развивающихся странах обусловлены климатическими особенностями, структурой промышленности и политикой регулирования энергетической отрасли (см. схему 3). Сложные климатические условия в некоторых регионах, из-за которых приходится использовать системы отопления или охлаждения воздуха, неизбежно увеличивают энергопотребление относительно величины ВВП. Целесообразность активной индустриализации тоже ставится под сомнение, поскольку в странах, где производственный сектор занимает более значимое место в экономике, потребление энергии обычно оказывается выше, а эффективность ее использования — ниже. Однако с точки зрения регулирования в области энергетики развивающиеся страны могли бы принять определенные меры. В частности, MGI выделяет четыре приоритетных направления деятельности.
Первое — сокращение субсидий на энергоресурсы, так как из-за них обычно падает эффективность использования энергии. По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), в 2005 г. общая величина этих субсидий в развивающихся странах составила более 250 млрд долл. — а это превышает ежегодный объем инвестиций, необходимых для развития инфраструктуры в сфере энергоснабжения в этих государствах. Защита малоимущего населения от негативного воздействия высоких цен на энергоресурсы — оправданная цель, но есть и другие способы обеспечить ее достижение и при этом выполнить прочие задачи, связанные с благосостоянием населения, при минимальных затратах. Например, в Латинской Америке и ряде других регионов государственные власти стремятся снизить уровень бедности в рамках программ условных денежных переводов, которые также могут быть использованы для компенсации высоких затрат на энергоресурсы малоимущим домохозяйствам. Чтобы облегчить переход к более эффективным способам использования энергоносителей, государственные органы должны рассмотреть возможность финансирования замены имеющегося оборудования техникой с более высокими показателями энергоэффективности, а также использования части средств, сэкономленных за счет снижения расхода энергии, для помощи малоимущим слоям населения.
Во-вторых, государство должно обеспечить стимулы для того, чтобы коммунальные службы повышали энергоэффективность и побуждали пользователей своих услуг делать то же самое. В этой связи можно применить такие меры, как налоговые льготы и программы сертификации, в рамках которых будет оцениваться степень достижения целей по энергоэффективности с соответствующим финансовым поощрением. Эти меры должны способствовать внедрению новых технологий (таких, как «умные» счетчики), которые помогут домохозяйствам более эффективно контролировать свое потребление энергии.
Внедрение и соблюдение новых норм энергоэффективности — третье направление работы. Такие нормы способствуют развитию производства бытовых приборов и оборудования с повышенными показателями энергоэффективности, а также снижению их стоимости. Например, в Индонезии недавно был принят технический регламент ООН по энергоэффективности автомобильного транспорта, а Гана стала первой страной в Африке, которая ввела нормы энергопотребления для бытовых приборов.
Наконец, четвертое приоритетное направление — поощрительные меры для создания государственно-частных партнерств. В качестве примера можно привести совместные программы государственных органов, энергосбытовых компаний, коммунальных служб и организаций, предоставляющих ипотечные кредиты для финансирования проектов по повышению энергоэффективности зданий. Китай, на долю которого приходится 70% мировых объемов производства электрических ламп, выделяет значительные субсидии на распространение энергоэффективных ламп.
Если власти и коммерческие предприятия в развивающихся странах возьмут на себя инициативу в области повышения энергоэффективности, они смогут сократить свои затраты на энергоресурсы, застраховать себя от последствий будущих скачков цен на энергоносители, а также обеспечить более устойчивую стратегию развития. Такие преимущества выглядят особенно привлекательными в свете нынешнего финансового кризиса, охватившего весь мир.
[1] Исследование, проведенное до начала экономического спада в конце 2008 г., основывалось на ряде допущений, согласно одному из которых среднегодовые темпы роста мирового ВВП до 2020 г. должны были составить 3,2% (в том числе, например, 6,4% в Китае), а средняя стоимость барреля нефти — 50 долл. Как показал недавний повторный анализ данных и основополагающих допущений, несмотря на замедление темпов экономического роста по всему миру, в краткосрочной перспективе долгосрочный прогноз остается неизменным.
Яана Ремес (Jaana Remes) — старший научный сотрудник Глобального института McKinsey, Сан-Франциско
Диана Фаррелл (Diana Farrell) — старший партнер McKinsey, Вашингтон
Регистрация
Оставить комментарий